Проверка уровня и замена охлаждающей жидкости Kalina 1117



Сравнительный анализ крышек радиатора

За прошедшее время перепробовал несколько крышек. Результаты тестов побудили меня сделать некий сравнительный анализ. Возможно, он окажется кому-то полезным.

Итак, на данный момент мне известно о существовании крышек для классических автомобилей ВАЗ 4х различных производителей.

1.% 9 «ВАЗ оригинал». Да-да, это те самые неказистые крышки, которые есть во всех магазинах по цене

25 руб. Я купил таких две (в разных магазинах). Результат был одинаковым – крышки не обеспечивают герметичность системы охлаждения и поступление горячей охлаждающей жидкости в расширительный бачок. Проще говоря, при прогреве двигателя из под крышки начинает лить, как из ведра. Подгибание усиков, подкладывание дополнительной резинки проблему не решают. Как видно на фото (С) Broon® (2101), крышка сделана очень грубо, как металл, так и прокладки. Мне кажется, покупать такую крышку = просто выкидывать деньги, т.е., это даже не лотерея. Крышка на фото справа:

2.% 9Крышка неизвестного производителя, купленная Broon® (2101) в магазине на Лесной, 20. Крышка отличается оригинальностью конструкции, похоже, что импортного производства. Цена неизвестна. Broon утверждает, что никаких проблем с крышкой нет. Крышка на первом фото слева.

3.% 9 «ВИС-Тольятти». Куплена мной в магазине «Русь-коньково» за 42 рубля. Имеет идентичную с крышкой #1 конструкцию. Сделана более аккуратно, но имеет те же проблемы, впрочем, не так сильно выраженные. В качестве временного решения эта крышка вполне подойдет. На фото справа (сорри за качество, фоткал телефоном):

4.% 9«LUZAR». Еще одна крышка оригинальной конструкции. Куплена за 50 р. в лавочке на пересечении Бутлерова и Волгина. Единственная крышка, продающаяся в упаковке с инструкцией и 2хлетней гарантией! После установки накатал несколько сотен км и ни капли тосола не вытекло. В общем, внешний вид и потребительские свойства – на твердую пятерку.

Итак, подведем итоги.

Если у вас начала подтекать охлаждающая жидкость из под крышки радиатора, не бегите сразу в магазин, чтобы купить там первую попавшуюся крышку. Возвожно имеет смысл попробовать «починить» старую пробку – подогнуть усики или поменять прокладку. Имейте в виду, крышка №1 – пустая трата денег. В самом крайнем случае можно попробовать купить крышку №3. Ну, а если вы увидели в магазине крышку №2 или №4, то покупайте, не задумываясь – есть хороший шанс, что эта крышка вам послужит. Но, в Москве такие крышки надо хорошо поискать.

Александр aka Hippo_065

Давление там как раз должно быть. Иначе в такой сложной крышке нет никакого смысла.

Оно нужно хотя бы затем, чтобы можно было ездить в горах. Как известно из физики, жидкость кипит, когда давление ее насыщенных паров сравнивается с атмосферным давлением (точнее с давлением окружающей среды, например в скороварке, с давлением газов над поверхностью воды). А давление в атмосфере с высотой меняется (уменьшается)достаточно сильно, для оценки этого изменения берут обычно барометрическую формулу.

Ну и что прикажете делать, когда тосол на некоторой высоте закипит при 80гр.?
А в машине работает принцип скороварки: до давления немного выше атмосферного (нашего атмосферного, т.е. допустим на уровне моря) клапан в пробке радиатора не дает парам жидкости (тосола) выходить наружу, т.е. держит давление, а когда давление превышает пороговое — стравливет лишнее в расширительный бачок.
Вот.

В аспиранта не стрелять, он объясняет как умеет. :))

Гы! Физик теоретик. :-)))) > Иначе в такой сложной крышке нет никакого смысла.
+++Все очень осмыслено.

> Оно нужно хотя бы затем, чтобы можно было ездить в горах. Как известно из физики, жидкость кипит, когда давление ее насыщенных паров сравнивается с атмосферным давлением (точнее с давлением окружающей среды, например в скороварке, с давлением газов над поверхностью воды). А давление в атмосфере с высотой меняется (уменьшается)достаточно сильно, для оценки этого изменения берут обычно барометрическую формулу.
+++Ну и примени с конкретными цифрами.
>
> Ну и что прикажете делать, когда тосол на некоторой высоте закипит при 80гр.?
++++. и увидишь, что кипение воды при 80гр.С будет на высоте более 6000м над уровнем моря.
> А в машине работает принцип скороварки: до давления немного выше атмосферного (нашего атмосферного, т.е. допустим на уровне моря) клапан в пробке радиатора не дает парам жидкости (тосола) выходить наружу, т.е. держит давление, а когда давление превышает пороговое — стравливет лишнее в расширительный бачок.

+++Ты поизучай системы охлаждения твоих пепелацев, и найди существенные разницы. А именно в части удаления воздушных пробок из СО. В классике воздух удаляется за счет расширения жидкости. Если воздушный клапан закрыт, то и воздух из системы не уйдет. В зубилах воздух удаляется за счет циркуляции жидкости через расширительный бачек. Вот там и можно создать давление.

> Вот.
>
> В аспиранта не стрелять, он объясняет как умеет. :))
++++Чтоб объяснять пердмет, надо его знать.
>

Re:Скорее экспериментатор. > > Иначе в такой сложной крышке нет никакого смысла.
> +++Все очень осмыслено.
>
> > Оно нужно хотя бы затем, чтобы можно было ездить в горах. Как известно из физики, жидкость кипит, когда давление ее насыщенных паров сравнивается с атмосферным давлением (точнее с давлением окружающей среды, например в скороварке, с давлением газов над поверхностью воды). А давление в атмосфере с высотой меняется (уменьшается)достаточно сильно, для оценки этого изменения берут обычно барометрическую формулу.
> +++Ну и примени с конкретными цифрами.
=====> Это обязательно когда принцип излагаешь? Хотя для наглядности, конечно, можно.

> >
> > Ну и что прикажете делать, когда тосол на некоторой высоте закипит при 80гр.?
> ++++. и увидишь, что кипение воды при 80гр.С будет на высоте более 6000м над уровнем моря.
=====&gt; Ну во-первых не &quot;более 6000м&quot;, а около 6000м, это еще зависит от того, какую температуру окружающего воздуха взять. Во-вторых, ну на 6000м ездят ли машины с классической системой охлаждения я не знаю, а вот на 4500м <a href=’http://wwwboards.auto.ru/niva/584286.html’>пожалуйста. </a> На фотографиях там, правда, она не сама едет, а ее толкают, ну так, наверное, это, по вашему, происходит до тех пор пока температура кипения ОЖ опять в норму не войдет.

&gt; &gt; А в машине работает принцип скороварки: до давления немного выше атмосферного (нашего атмосферного, т.е. допустим на уровне моря) клапан в пробке радиатора не дает парам жидкости (тосола) выходить наружу, т.е. держит давление, а когда давление превышает пороговое — стравливет лишнее в расширительный бачок.
&gt;
&gt; +++Ты поизучай системы охлаждения твоих пепелацев, и найди существенные разницы. А именно в части удаления воздушных пробок из СО. В классике воздух удаляется за счет расширения жидкости. Если воздушный клапан закрыт, то и воздух из системы не уйдет. В зубилах воздух удаляется за счет циркуляции жидкости через расширительный бачек. Вот там и можно создать давление.

=====&gt; Как в зубилах не знаю, у меня зубилы нет. И существенной разницы между Нивой и классикой в части удаления воздушных пробок я, боюсь, не найду, но на руках есть несколько экспериментальных (и не только) фактов:
1. На нагретом движке давление в СО моей (бывшей моей) пятерки есть.
2. После залива новой ОЖ в СО пятерки и последующий заводке движка пузыри в расширительном бачке появляются в основном после прогрева двигла до рабочей температуры. А тела с нагреванием расширяются, мне казалось, линейно, поэтому они должны бы выходить в течении всего времени прогрева, если бы это только с расширением ОЖ было связано.
3. После установки в пятерку нового радиатора (старый радиатор сгнил и плохо охлаждал) никаких проблем с СО, кроме недогрева из-за термостата Вернет, я не припоминаю за последние 40 ткм.
4. Одна машина это, конечно, не статистика, и не факт, что она работает так, как задумывали ее разработчики, а до других в плане экспериментального изучения таких тонкостей я еще не добрался.
5. Мануал говорит мне что система работает как скороварка только когда пытается закипеть.

Читайте также:  Решетка радиатора для Infiniti Q50

В общем, я был твердо уверен, что давление в СО должно быть даже вблизи уровня моря, теперь я уже не так твердо уверен в этом, однако не вижу чем плохо даже если оно там есть. Начиная с некоторой высоты ездить нормально без этого давления уже врят ли получится. В этом я уверен до сих пор. Причем высота эта не такая большая, на 3000м температура кипения воды около 90 гр., а температура включения карлсона — 92. Т.е. вода выкипит, а вентилятор так и не включится. На машинах с принудительным карлсоном проблемы тоже будут.
&gt;
&gt; &gt; Вот.
&gt; &gt;
&gt; &gt; В аспиранта не стрелять, он объясняет как умеет. :))
&gt; ++++Чтоб объяснять пердмет, надо его знать.
=====&gt; Это еще зачем. :)))

мое IMHO не изменилось, СО работает в рабочем режиме под давлением.

[em]&gt;&gt; В экстренных случаях при закипании ОЖ (те же горы, к примеру) малый клапан поднимается потоком паров и закрывается, после чего давление в системе поддерживается вплоть до открывания большого клапана.[/em]

если жидкость и закипает, то закипает она в полостях блока, а в трубках возле пробки в этот момент жидкость не кипит, поэтому по вашей теории через пробку выйдет сначала ОЖ а потом пар, и место слитой ОЖ займет пар, который затруднит дальнейшую работу СО

Источник

Как работает крышка радиатора ваз 2107

Как проверить крышку радиатора? Этим вопросом задаются автолюбители в разное время года. Ведь работа крышки радиатора обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь дает возможность нормально работать двигателю и функционировать печке салона в холодное время года. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить, и при необходимо менять клапан, уплотнительное кольцо, или же крышку целиком, поскольку чаще всего она представляет собой не разборную конструкцию. Поэтому чтобы проверить как работает крышка одного визуального осмотра недостаточно, нужен еще тест и давлением.

Как работает крышка радиатора

Для того, чтобы лучше понять суть проверки крышки радиатора, для начала необходимо обсудить ее устройство и схему. В первую очередь необходимо отметить, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением. Это обстоятельство сделано специально для того, чтобы повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку рабочая температура двигателя немного превышает традиционные +100 градусов по шкале Цельсия. Обычно температура кипения антифриза находится в районе +120°С. Однако она зависит, во-первых, от давления внутри системы, а во-вторых, состояния охлаждающей жидкости (по мере старения антифриза снижается и температура его кипения).

Через крышку радиатора не только заливают антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя обычно доливают антифриз в расширительный бачок соответствующей системы), но и через нее выходит в расширительный бачок охлаждающая жидкость, превращенная в пар. Устройство крышки радиатора автомобиля достаточно простое. Ее конструкция подразумевает использование двух прокладок и двух клапанов — перепускного (другое название — паровой) и атмосферного (другое название — впускной).

Перепускной клапан размещен на подпружиненном плунжере. Его задача состоит в том, чтобы плавно контролировать давление внутри системы охлаждения. Обычно оно составляет около 88 кПа (отличается у разных автомобилей, а также зависит от условий работы двигателя у конкретного двигателя). Задача же атмосферного клапана противоположная. Так, он предназначен для обеспечения постепенного выравнивания атмосферного давления и повышенного давления внутри системы охлаждения в ситуации, когда двигатель выключен и остывает. Использование атмосферного клапана обеспечивает два аспекта:

  • Исключается резкий скачек температуры охлаждающей жидкости в момент остановки помпы. То есть, исключается тепловой удар.
  • Исключается перепад давления в системе в то время, когда температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Таким образом, перечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле частичный выход ее из строя обычно приводит к тому, что температура кипения антифриза снижается, а это может привести к его закипанию в процессе работы мотора, то есть, перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!

Источник

Крышка радиатора: устройство и возможные неисправности

string(10) «error stat»
Автомобиль состоит из множества узлов и деталей, одни из которых требуют постоянного внимания, а другим достаточно и периодического осмотра. Даже небольшие, на первый взгляд, не очень важные детали могут доставить автолюбителю массу хлопот. Вот к таким незаметным устройствам и относится крышка радиатора, неисправность которой может стать причиной ряда проблем. Поэтому и постараемся разобраться: как проверить крышку радиатора и зачем она нужна в автомобиле.

Крышка радиатора: устройство и возможные неисправности

Автомобиль состоит из множества узлов и деталей, одни из которых требуют постоянного внимания, а другим достаточно и периодического осмотра. Даже небольшие, на первый взгляд, не очень важные детали могут доставить автолюбителю массу хлопот. Вот к таким незаметным устройствам и относится крышка радиатора, неисправность которой может стать причиной ряда проблем. Поэтому и постараемся разобраться: как проверить крышку радиатора и зачем она нужна в автомобиле.

Устройство и принцип работы

Как правило, крышка радиатора располагается либо на самом радиаторе, либо на расширительном бачке охлаждающей жидкости. Отсюда следует правильно ее называть — как крышка системы охлаждения, а если в название еще вложить и функциональный смысл – то правильно по технической терминологии будет звучать – как перепускной клапан системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

В зависимости от завода изготовителя и марки автомобиля устройство крышки радиатора может отличаться как внешним видом, так и сложностью технического механизма, но в любом случае оно будет состоять из следующих основных деталей:

  • жестяной крышки с элементами поворотного зажима на горловине радиатора или расширительного бочка;
  • уплотнительной резинки под крышку;
  • механизма впускного клапана;
  • механизма выпускного клапана;
  • двух клапанных мембран в виде прорезиненых тарелок;
  • корпуса крышки, где располагаются клапанные механизмы.

Функциональное назначение крышки радиатора заключается в регулировании давления охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС. Поэтому система перепускных клапанов предназначается для эксплуатации в диапазоне температур от нижней точки в -40⁰ C до верхней в +125⁰ C. Нижняя точка обусловлена минимальной зимней температурой окружающего воздуха, а верхняя – пределом кипения охлаждающей жидкости при избыточном давлении в 100 кПа. То есть: -40⁰ C – это температура замерзания тосола и антифриза, а +125⁰ C – их точка кипения при небольшом избыточном давлении. Для воды эти приделы температур будут лежать соответственно от 0⁰ C до +105⁰ C.

Читайте также:  Герметик для радиатора отопителя

Работа перепускных клапанов крышки системы охлаждения происходит примерно по следующей схеме из трех положений:

  1. При +20⁰ C (условно) давление окружающего воздуха и жидкости в системе охлаждения равны, при этом оба клапана закрыты.
  2. Двигатель автомобиля заведен и нагревается, из-за этого охлаждающая жидкость расширяется. При достижении определенного предела выпускной клапан открывается и выпускает излишки давления, при этом не позволяя жидкости закипать.
  3. После отключения двигателя он начинает охлаждаться вместе с жидкостью системы охлаждения, которая, в свою очередь, уменьшается в объеме и создает разряжение. Вот тут и открывается впускной клапан для поддержания нормального давления.

Проверка уровня и замена охлаждающей жидкости Kalina 1117

Гаечный ключ рожковый 13 мм

Детали и расходники:

  • Охлаждающая жидкость 6 литров
  • Ветошь
  • Широкая емкость, не менее 6 литров

Расширительный бачок установлен в моторном отсеке на левом брызговике.

1. Для проверки уровня жидкости устанавливаем автомобиль на горизонтальную площадку. Уровень жидкости в расширительном бачке следует проверять на холодном двигателе.

2. На боковой стороне бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN», между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.

3. Когда двигатель прогрет до рабочей температуры, уровень охлаждающей жидкости в бачке может быть немного выше метки «МАХ». Если уровень расположен на метке «MIN» или ниже, доливаем в бачок жидкость, рекомендованную заводом-изготовителем.

На горячем двигателе жидкость в системе охлаждения находится под избыточным давлением. Во избежание ожогов не отворачивайте крышку расширительного бачка, пока двигатель не остынет до безопасной температуры.

4. Если необходимо долить жидкость в систему на прогретом двигателе, останавливаем его. Через 10 мин, накрыв пробку расширительного бачка ветошью, отворачиваем ее на четверть оборота, стравливая избыточное давление в системе.

5. Отворачиваем крышку расширительного бачка.

6. Доливаем в бачок охлаждающую жидкость, немного не доводя до метки «MAX». Потеки охлаждающей жидкости удаляем ветошью. Заворачиваем крышку расширительного бачка.

Если уровень жидкости в расширительном бачке постоянно снижается, то в системе охлаждения, скорее всего, имеется течь. В этом случае необходимо проверить герметичность системы охлаждения и устранить неисправность.

7. Охлаждающую жидкость следует заменять каждые три года, независимо от пробега автомобиля. Заменять охлаждающую жидкость удобнее, когда автомобиль установлен на смотровой канаве или эстакаде. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть, а затем сбросить избыточное давление из системы охлаждения, как это было описано выше.

8. Для снижения интенсивности слива жидкости в первоначальный момент крышку расширительного бачка следует плотно завернуть Подставляем широкую емкость, объемом не менее 6 литров, под сливное отверстие, выполненное в нижней части правого бачка радиатора.

9. Рукой отворачиваем пробку сливного отверстия радиатора и сливаем охлаждающую жидкость в емкость.

10. При сливе жидкости отворачиваем крышку расширительного бачка. Пробка сливного отверстия имеет резиновое уплотнительное кольцо.

11. Для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения двигателя подставляем емкость под сливное отверстие, расположенное на передней стороне блока цилиндров, ближе к картеру сцепления.

12. Ключом «на 13» отворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров и сливаем жидкость. Заворачиваем пробки сливных отверстий радиатора и блока цилиндров. Заливаем 5-6 литров жидкости в систему охлаждения двигателя через расширительный бачок.

13. Пускаем двигатель. На работающем двигателе несколько раз поочередно энергично сжимаем все шланги системы охлаждения, это поможет жидкости заполнить систему и вытеснить из нее воздух. По мере падения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доводим его до нормы и заворачиваем крышку бачка. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель.

Источник

Крышка радиатора ваз 2107 какая лучше

Примерно год назад летом в жару на автомобиле перегрелся двигатель и вскипела охлаждающая жидкость, часть ее выдавило через крышку расширительного бачка. Причиной тому была перемычка в монтажном блоке, замененная по ошибке на реле звукового сигнала. Проблема была найдена, жидкость долита и никаких видимых последствий это происшествие на работу двигателя не оказало.
Однако, с наступлением холодов после глушения мотора иногда стали слышны переливы жидкости и булькание под капотом — при отворачивании крышки расширительного бачка в нем наблюдались небольшие пузырьки и побулькивание с пару минут после заглушки, на холодную это явление не проявлялось.

При прогазовке также ничего не менялось, выхлоп с глушителя был в норме, не парил. Масло оставалось чистым, без эмульсии, уровень был в норме.

Тоже самое и с охлаждающей жидкостью. Тоесть, основных признаков прогара прокладки головки блока или микротрещины в цилиндре не обнаружено.
При этом наблюдалась плохая и неравномерная работа отопителя салона. Также был замечен съежившийся верхний подводящий патрубок радиатора после ночной стоянки — на ощупь чувствовалось что он полый, при длительном прогреве авто его форма со временем восстанавливалась.

При этом уровень жидкости в расширительном бачке никак не менялся что на холодном, что на горячем двигателе.
В итоге подозрения пали на воздушную пробку в системе, оставшуюся с того случая летом. Уровень жидкости в радиаторе был немного понижен и находился как раз ниже патрубка, поэтому было принято решение долить охлаждающую жидкость до уровня, выгнать воздух, прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить на следующий день.

Однако, после ночной стоянки проявилась аналогичная картина со сжатым патрубком, а жидкость была вытеснена в расширительный бачек до верхней отметки — примерно на столько же, сколько было залито накануне.

Все это говорило о нерабочем впускном клапане и вероятном подсосе воздуха через резиновый уплотнитель крышки радиатора.
Как мы знаем, система охлаждения двигателя является герметичной, а для регулирования перепадов температур и соответственно объема охлаждающей жидкости на крышке радиатора имеется 2 клапана — впускной и выпускной.

При работе мотора жидкость нагревается и увеличивается в объеме, ее излишки через выпускной клапан вытесняются в расширительный бачек, а при остывании двигателя засасываются обратно уже через впускной клапан. Соответственно, в бачке уровень то опускается, то поднимается.
В нашем случае так как не работал впускной клапан, то при остывании двигателя жидкость не могла уйти обратно и патрубок съеживался, при этом происходил подсос воздуха из атмосферы, который замещал антифриз. Поэтому уровень жидкости в бачке не менялся, в системе присутствовала воздушная пробка, затрудняющая циркуляцию и наблюдался выход пузырьков воздуха.
Поэтому было принято решение заменить крышку, благо стоит она недорого. От заводской конечно немного отличается, но в принципе аналогичная, хотя пружина немного мягче.

Чтобы выгнать воздух прогреваем двигатель, и проминаем пустой патрубок вытесняя воздух, а расширительный бачек приподнимаем для поступления новой жидкости или доливаем так.

Даем двигателю немного поработать с открытой крышкой пока весь воздух не выйдет, не допуская его закипания и плотно закрываем новой крышкой. Машину при этом желательно поставить на пригорок.
Как мы видим, после удаления воздуха уровень в расширительном бачке опустился до нижней отметки.

Теперь прокатимся и после ночной стоянки проверим заново — патрубок не съежился, а уровень остался на месте — значит клапана новой крышки работают.

Дополнительно проверяем горловину на подтеки и понаблюдаем, не возникнет ли проблема с пузырьками снова.

Читайте также:  Надставка облицовки радиатора Патриот реснички 3163 10 8401020 00 3163 10 8401021 00

Автомобиль состоит из множества узлов и деталей, одни из которых требуют постоянного внимания, а другим достаточно и периодического осмотра. Даже небольшие, на первый взгляд, не очень важные детали могут доставить автолюбителю массу хлопот. Вот к таким незаметным устройствам и относится крышка радиатора, неисправность которой может стать причиной ряда проблем. Поэтому и постараемся разобраться: как проверить крышку радиатора и зачем она нужна в автомобиле.

Устройство и принцип работы

Как правило, крышка радиатора располагается либо на самом радиаторе, либо на расширительном бачке охлаждающей жидкости. Отсюда следует правильно ее называть — как крышка системы охлаждения, а если в название еще вложить и функциональный смысл – то правильно по технической терминологии будет звучать – как перепускной клапан системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

В зависимости от завода изготовителя и марки автомобиля устройство крышки радиатора может отличаться как внешним видом, так и сложностью технического механизма, но в любом случае оно будет состоять из следующих основных деталей:

  • жестяной крышки с элементами поворотного зажима на горловине радиатора или расширительного бочка;
  • уплотнительной резинки под крышку;
  • механизма впускного клапана;
  • механизма выпускного клапана;
  • двух клапанных мембран в виде прорезиненых тарелок;
  • корпуса крышки, где располагаются клапанные механизмы.

Функциональное назначение крышки радиатора заключается в регулировании давления охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС. Поэтому система перепускных клапанов предназначается для эксплуатации в диапазоне температур от нижней точки в -40⁰ C до верхней в +125⁰ C. Нижняя точка обусловлена минимальной зимней температурой окружающего воздуха, а верхняя – пределом кипения охлаждающей жидкости при избыточном давлении в 100 кПа. То есть: -40⁰ C – это температура замерзания тосола и антифриза, а +125⁰ C – их точка кипения при небольшом избыточном давлении. Для воды эти приделы температур будут лежать соответственно от 0⁰ C до +105⁰ C.

Работа перепускных клапанов крышки системы охлаждения происходит примерно по следующей схеме из трех положений:

  1. При +20⁰ C (условно) давление окружающего воздуха и жидкости в системе охлаждения равны, при этом оба клапана закрыты.
  2. Двигатель автомобиля заведен и нагревается, из-за этого охлаждающая жидкость расширяется. При достижении определенного предела выпускной клапан открывается и выпускает излишки давления, при этом не позволяя жидкости закипать.
  3. После отключения двигателя он начинает охлаждаться вместе с жидкостью системы охлаждения, которая, в свою очередь, уменьшается в объеме и создает разряжение. Вот тут и открывается впускной клапан для поддержания нормального давления.

Возможные причины неисправности и способы их устранения

Существуют три основные неисправности крышки радиатора – это:

  • деформация и износ уплотнительной резинки под крышкой, что исключает нормальную работу выпускного клапана по поддержанию избыточного давления в системе, из-за этого жидкость может как просто закипеть, так и постепенно выкипать;
  • поломка механизма выпускного клапана, что может приводить к утечке охлаждающей жидкости;
  • заклинивание мембраны впускного клапана, которое может стать причиной образования воздушных пробок в системе охлаждения.

Проверку клапанного механизма крышки радиатора при открытой конструкции можно произвести самостоятельно путем визуального осмотра и попеременного надавливания на впускную и выпускную мембрану. При полностью исправном механизме резиновые уплотнители мембран не должны иметь на своей поверхности никаких отложений и плотно прилегать к седлам.

Если все-таки из-под уплотнительной резинки по горловине имеется течь тосола, то необходимо купить новую крышку радиатора, при этом не стоит экспериментировать и пробовать своими руками, подремонтировать клапанный механизм.

И стоит помнить, что открывать и снимать крышку радиатора можно только на полностью остывшем двигателе.

Ремонт/ТО: Пузырьки в бачке — поменял крышку радиатора

Примерно год назад летом в жару у меня на автомобиле перегрелся двигатель и вскипела охлаждающая жидкость, часть ее выдавило через крышку расширительного бачка. Причиной тому была перемычка в монтажном блоке, замененная по ошибке на реле звукового сигнала. Проблема была найдена, жидкость долита и никаких видимых последствий это происшествие на работу двигателя не оказало.

Однако, с наступлением холодов после глушения мотора иногда стали слышны переливы жидкости и булькание под капотом — при отворачивании крышки расширительного бачка в нем наблюдались совсем небольшие пузырьки и побулькивание с пару минут после заглушки, на холодную это явление не проявлялось.

При прогазовке также ничего не менялось, выхлоп с глушителя был в норме, не парил. Масло оставалось чистым, без эмульсии, уровень был в норме.

Тоже самое и с охлаждающей жидкостью. Тоесть, основных признаков прогара прокладки головки блока или микротрещины в цилиндре не было.

При этом наблюдалась плохая и неравномерная работа отопителя салона. Также заметил съежившийся верхний подводящий патрубок радиатора после ночной стоянки — на ощупь чувствовалось что он полый, при длительном прогреве его форма восстанавливалась.

При этом уровень жидкости в расширительном бачке никак не менялся что на холодном, что на горячем двигателе.

В итоге подозрения пали на воздушную пробку в системе, оставшуюся с того случая летом. Уровень жидкости в радиаторе был немного понижен и находился как раз ниже патрубка, поэтому принял решение долить охлаждающую жидкость до уровня, выгнать воздух, прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить на следующий день.

Однако, и после ночной стоянки проявилась аналогичная картина со сжатым патрубком, а жидкость была вытеснена в расширительный бачек до верхней отметки — примерно на столько же, сколько было залито накануне.

Все это намекало на нерабочий впускной клапан и вероятный подсос воздуха через резиновый уплотнитель крышки радиатора.

Как мы знаем, система охлаждения двигателя является герметичной, а для регулирования перепадов температур и соответственно объема охлаждающей жидкости на крышке радиатора имеется 2 клапана — впускной и выпускной.

При работе мотора жидкость нагревается и увеличивается в объеме, ее излишки через выпускной клапан вытесняются в расширительный бачек, а при остывании двигателя засасываются обратно уже через впускной клапан. Соответственно, в бачке уровень то опускается, то поднимается.

В моем случае, так как не работал впускной клапан, то при остывании двигателя жидкость не могла уйти обратно и патрубок съеживался, при этом происходил подсос воздуха из атмосферы, замещавший антифриз. Поэтому уровень жидкости в бачке не менялся, а в системе присутствовала воздушная пробка, затрудняющая циркуляцию и часть воздуха выходила в виде пузырьков.

Поэтому принял решение заменить крышку, благо стоит она недорого. Съездил в магазин- купил, от заводской конечно немного отличается, но в принципе аналогичная, хотя пружина немного мягче.

Чтобы выгнать воздух прогреваем двигатель, и проминаем пустой патрубок вытесняя воздух, а расширительный бачек приподнимаем для поступления новой жидкости или доливаем так.

Даем двигателю немного поработать с открытой крышкой, пока весь воздух не выйдет, не допуская его закипания и плотно закрываем новой крышкой. Машину при этом желательно поставить на пригорок.

Как мы видим, после удаления воздуха уровень в расширительном бачке опустился до нижней отметки.

Теперь прокатимся и после ночной стоянки проверим заново — патрубок не съежился, а уровень остался на месте — значит клапана новой крышки работают.

Дополнительно проверяем горловину на подтеки и понаблюдаем не возникнет ли проблема с пузырьками снова. Думаю, что повторится не должно.

Источник