Основные узлы осевого вентилятора



Осевой вентилятор: типы, конструкция, применение

Модель осевого вентилятора

Осевой вентилятор является одним из самых распространенных элементов вентиляционных систем, используемых в жилых помещениях, на промышленных объектах, а также в местах, подразумевающих собрание большого количества людей: супермаркетах, театрах и концертных залах, учреждениях общепита и т.д. Благодаря этому прибору обеспечивается необходимая циркуляция воздуха в помещении, своевременный вывод загрязненного воздуха за пределы комнаты.

Устройство осевого вентилятора

Осевой вентилятор состоит из рабочего колеса с лопастями, помещенного в кожух цилиндрической формы. Лопасти вентиляторов изготавливаются из металла и покрываются слоем полимерного материала. Стандартное количество лопастей – 3 или 4. Для производства корпусов также используется оцинкованная сталь. Другими обязательными элементами конструкции вентилятора являются монтажные фланцы, предназначенные для крепежа корпуса вентилятора, а также коллектор, с помощью которого улучшаются аэродинамические свойства прибора.

Механизм запускается электрическим двигателем с внешним ротором. Двигатель приводит в движение лопасти, направляя воздух вдоль оси их вращения. Воздушный поток движется в том же направлении, в котором происходит всасывание воздуха. Существуют и реверсивные вентиляторы: в них направление воздушного потока может меняться в соответствии с направлением движения ротора.

Характеристики осевых вентиляторов

К главным факторам, объясняющим распространенность и популярность вентиляторов осевого типа, стоит отнести:

  • Компактность. Такой вентилятор не требует значительного пространства для монтажа, что позволяет установить его в помещении практически любого размера.
  • Надежность. Простота конструкции подразумевает отсутствие особенно «прихотливых» деталей: любую поломку осевого вентилятора достаточно просто устранить.
  • Экономность. Такие вентиляторы расходуют мало электроэнергии в сравнении с устройствами для циркуляции воздуха других типов. Этому способствует и возможность работы в нескольких режимах, регулирования мощности устройства.

Разновидности осевых вентиляторов

Наиболее популярны осевые вентиляторы следующих типов:

  • Приточные. Такой вентилятор нагнетает поток свежего воздуха и вытесняет (через вытяжку) загрязнённый воздух. Благодаря этому в должных объёмах обеспечивается воздухообмен во всём помещении или (при необходимости) в отдельных частях помещения больших габаритов.
  • Накладные. Такие вентиляторы устанавливают в воздуховодах. Существуют также настенные и потолочные варианты. Вентилятор осевой настенный пользуется особой популярностью благодаря невысокой стоимости и простоте монтажа. Он монтируется на стену, через которую проходит отверстие воздуховода. Накладные вентиляторы, в зависимости от своей мощности и производительности, могут использоваться как для постоянной, так и для периодической вентиляции.

Устройства осевого типа продолжают активно использоваться в помещениях самого различного назначения – благодаря перечисленным выше характеристикам осевых вентиляторов, а также, что немаловажно – своей низкой стоимости. Доступность данных устройств сочетается с экономичностью и высокой производительностью, что позволяет утверждать: осевой вентилятор и в ближайшем будущем будет весьма популярным устройством.

Источник

Осевые вентиляторы и их применение

Вентиляторов существует довольно много. Однако наиболее распространены именно осевые вентиляторы и их применение – очень частая практика. Их распространённость обуславливается не только эффективностью и простотой изготовления, но и компактностью, неприхотливостью и низким энергопотреблением. Это те факторы, которые важны на производстве, поскольку владелец всегда старается минимизировать затраты.

Что такое осевой вентилятор?

Подобный тип встречается буквально на каждом шагу. На улице это – некоторые кондиционеры, в зданиях – вентиляция помещений, и даже за компьютером он нас настигает – в виде системы охлаждения процессора или видеокарты. Иначе такие вентиляторы могут называться аксиальными.

Без подобного устройства в современной жизни очень трудно обойтись – система охлаждения необходима многим приспособлениям и производствам, а человек не может дышать спёртым воздухом. И осевой вентилятор, как самый распространённый, справляется со своей миссией на ура. Но что это такое? Это устройство, состоящее из крутящейся оси и насаженных на него лопастей. Эти лопасти перемещают воздух вокруг их собственной оси.

История создания и развития осевого вентилятора

Конструкция осевого вентилятора

Подобная конструкция была изобретена в Великобритании, его создание относится к первой половине XVIII века. Самый первый прообраз подобного вентилятора создавался в 1830 году. Изобретателем оказался Джон Барон. Изначально конструкция была необычной для современного человека. Она представляла собой пластину, которая приводилась в движение замысловатым сложным механизмом. И только на рубеже XIX и XX веков были придуманы привычные лопасти.

Созданные устройства работали изначально за счёт водяной энергии. Вода подавалась на несколько приводов, и за счёт них вращались лопасти. Несколько позже додумались сделать двигатель не на воде, а на горючих веществах – керосине или спирте. На электричестве же он стал работать только после создания электродвижка Томасом Эдисоном. И после открытия такого масштаба производство вентиляторов встало на промышленный путь.

Переломный момент в создании осевых вентиляторов и их применении наступил после открытия Николаем Егоровичем Жуковским вихревой теории крыла, то есть в 1904 году. Именно тогда вентилятор стал таким, каким мы его привыкли видеть. В дальнейшем его развитие не претерпевало кардинальных перемен – менялось применение, внешний вид. Но суть работы оставалась неизменной.

Внутреннее строение

Аксиальный вентилятор состоит из крыльчатки (лопастей, винта), корпуса и небольшого двигателя, за счёт работы которого крутится ось. Корпус имеет круглое сечение. За счёт того, что воздух проталкивается винтом вдоль оси вращения, циркуляция воздуха будет осуществляться принудительно.

Осевой вентилятор не имеет строго регламентированных размеров. В промышленности могут стоять устройства с диаметром крылатки до нескольких метров, а в домашнем использовании хорошо, если диаметр превысит 10-15 сантиметров. Мощность двигателя и количество лопастей также может изменяться в зависимости от назначения.

При работе приспособления вся энергия вала двигателя передается на рабочее колесо. Сколько сделал оборотов двигатель – столько раз провернётся ось, а вместе с ней – и крылатка. Так как лопасти закреплены под определённым углом, а само устройство – на оси вращения, то в процессе работы воздух перемещается вдоль оси, попутно закручиваясь.

Крыльчатка делается из лёгких материалов, чтобы не возникало серьёзного сопротивления. Это же решение способствует тому, что для движения винта достаточно не самого мощного двигателя. Часты в применении моторы до 0,8 кВт и производительностью до 16080 м3 в час. Диаметр винта нечасто в массовом производстве превышает 70 сантиметров.

Осевые вентиляторы подразделяются следующим образом:

  • Настенные (вентиляционные шахты).
  • Потолочные.
  • Крышные (также относятся к вентиляции, втягивают свежий воздух и выталкивают спёртый. Дополнительно защищены от коррозии и неблагоприятной среды).
  • Оконные (нечто вроде мини-кондиционеров).
  • Напольные (обычные бытовые).
  • Прочие (кулеры, охлаждение в авто и т. д.).
Читайте также:  Датчик влажности с управлением вентилятором

Достоинства и характеризующие особенности

Вентилятор осевой вентиляционный

Точная характеристика устройства может быть определена по его маркировке. Отечественные производители стараются лишней информации туда не вносить, ограничиваясь диаметром винта. В этом плане отличаются зарубежные модели – в их маркировке содержится куда более подробная информация о технических характеристиках устройства.

Аксиальный вентилятор имеет характеристики, которые закладываются в зависимости от назначения. Изменяться могут такие особенности, как:

  • Сторона вращения винта (левая или правая).
  • Количество лопастей (от 3 до 7 штук).
  • Форм-фактор лопастей (плоские или двоякоизогнутые).
  • Мощность двигателя.
  • Диаметр крыльчатки.
  • Вид корпуса.

Встречаются нагнетающие и вытяжные вентиляторы. Первые выдувают воздух более активно, чем вторые, но им труднее его всасывать. При применении, если необходима активная циркуляция воздуха, лучше использовать оба типа. Однако можно задать лопастям реверсивное движение. Но при этом эффективность работы упадёт примерно на 30-40%. Важно помнить одну особенность – воздух внутри кожуха вентилятора перемещается лишь в осевом направлении. В радиальном же воздух почти не перемещается.

Составляющие осевого вентилятора

К достоинствам осевых вентиляторов и их применения можно отнести несколько факторов:

  1. низкий уровень шума при работе;
  2. компактность корпуса;
  3. простота в эксплуатации;
  4. дешевизна и простота конструкции;
  5. малый расход электроэнергии;
  6. долгий срок эксплуатации;
  7. защита двигателя от перегрузок, искр, влаги;
  8. одинаковый КПД, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении;
  9. возможность изменять скорость вращения лопастей, изменив скорость работы двигателя.

Низкая шумность лопастей вызывается их необычной формой. Она выглядит как серп, при этом снижение уровня звука – далеко не единственный плюс. Помимо этого своими изгибами винт захватывает воздух и направляет его по направлению оси движения. Именно из-за этой особенности он способен выдать мощную направленную струю воздуха, которая так ценна при охлаждении какого-либо элемента. И она же создаёт мощный «всасывающий» эффект при направленности на выдув.

Также в его пользу как охладителя играет форм-фактор корпуса. На выходе направление воздуха поправляется специальной перемычкой-коллектором. Она выпрямляет струю и не позволяет ей лишний раз отклоняться в сторону.

Разновидности осевых вентиляторов

Благодаря тому факту, что сопротивление винта движущемуся воздуху довольно мало, а трение не вызывает крупных потерь в производительности, осевые собратья радиальных вентиляторов заметно выигрывают у них по производительности. Да ещё и электричества «кушают» меньше.

Двигатель этого устройства надёжно защищён. У него имеется защита от перегрузок, что не позволяет ему выходить из строя. Также в наличии имеется обмотка, не позволяющая моторчику искрить. Эта же обмотка дополнительно защищает от влаги.

Области и способы применения

Подобные устройства применяются в самых разных отраслях. Его можно увидеть как внутри самого обычного компьютера, так и в авиационном двигателе. Чаще всего вентиляторы подобной конструкции применяются при вентиляции жилых или сельскохозяйственных помещений. Из-за низкого уровня шума именно осевой вентилятор очень популярен у создателей вентиляционных систем. Звук, издаваемый им, не раздражает ухо человека или животного, что наиболее удобно при вентиляции рабочих помещений или зданий для скота.

Выгоднее всего применять подобную конструкцию для точечного активного охлаждения. Поэтому часто можно увидеть его в электронике, механизмах. Плюсом также можно считать его компактность и её соотношение к мощности. В вентиляции подобный тип охлаждения устанавливается в очень ограниченном пространстве, куда попросту не получится впихнуть более крупный охладитель.

Помимо промышленного применения аксиальные вентиляторы встречаются и в быту. Самым часто попадающимся примером можно считать кулер внутри системного блока компьютера и самый обыкновенный бытовой напольный или потолочный охладитель. Да и вообще любой, у которого имеется ось, таковым является.

Однако есть у этого приспособления ещё одна функция – очистительная. Очень часто они устанавливаются в шахты, штольни и прочие подземные коммуникации. Их назначение – вытягивать из рабочей зоны газы, дым и прочие примеси, которые могут быть опасны для человека. Для этого их устанавливают на выдув – и винт заставляет воздух всасываться в вентиляционную шахту, в то время как из другой шахты поступает чистый воздух с поверхности.

  • Применение тепловентиляторовПрименение тепловентиляторов
  • Применение шумоглушителей при проектировании вентиляцииПрименение шумоглушителей при проектировании вентиляции
  • Применение пластиковой вентиляцииПрименение пластиковой вентиляции
  • Применение электрических канальных нагревателейПрименение электрических канальных нагревателей

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Конструкция осевого вентилятора представляет собой находящееся в цилиндрическом патрубке лопастное колесо, при вращении которого возникает поток воздуха по направлению оси. Колесо вентилятора находится на валу электродвигателя, монтируемого непосредственно в самом воздуховоде.  [1]

В конструкции осевых вентиляторов с одним или несколькими рабочими колесами применяют устройства для повышения КПД — направляющие и спрямляющие аппараты. Спрямляющий аппарат обязателен при последовательном расположении колес.  [2]

Для конструкций осевых вентиляторов характерно движение воздушного потока параллельно оси вращения рабочего колеса. Последнее состоит из втулки и укрепленных на ней лопаток.  [4]

В конструкциях осевых вентиляторов с одним или несколькими рабочими колесами, как и в конструкциях осевых компрессоров, применяются устройства, улучшающие аэродинамику потока и повышающие КПД: обтекатели, направляющие и спрямляющие аппараты.  [5]

В конструкциях осевых вентиляторов с одним и не сколькими рабочими колесами применяются устройства улучшающие аэродинамику потока-и повышающие КГЦ вентиляторов: коки, обтекатели, направляющие и спрямля ющие аппараты.  [7]

Рассмотрим некоторые конструкции осевых вентиляторов .  [9]

Рассмотрим вкоторые конструкции осевых вентиляторов .  [11]

Основными элементами конструкции осевых вентиляторов , применяющихся для охлаждения полупроводниковых преобразовательных устройств ( рис. 3 — 51) являются: лопастное колесо, цилиндрический корпус, вход-нон коллектор, обтекатель, выходной спрямляющим аппарат. На лопастном колесе размещены профилированные лопатки.  [12]

Экк предложил конструкцию осевого вентилятора с меридионально ускоренным потоком.  [14]

Источник

Осевые вентиляторы

Основными элементами одноступенчатого осевого вентилятора являются: рабочее колесо, корпус, коллектор, передний обтекатель- кок сферической формы, спрямляющий аппарат и диффузор. Диффузор состоит из двух обечаек, помещенных одна в другую: наружной конусной — собственно диффузора и внутренней (на большинстве вентиляторов цилиндрической формы) — заднего обтекателя.

Для повышения давления осевой вентилятор изготавливают обычно двухступенчатым с двумя последовательно соединенными рабочими колесами, промежуточным направляющим аппаратом между ними и спрямляющим аппаратом за последним рабочим колесом. Иногда перед первым рабочим колесом устанавливают входной направляющий аппарат.

Рабочие колеса вместе с валом, на котором они закреплены, образуют ротор вентилятора, который приводится во вращение непосредственно от электродвигателя. Опорами вала являются шариковые или роликовые подшипники.

Коллектор и обтекатель предназначены для обеспечения правильного подвода воздуха к лопастям колеса, чтобы поток воздуха был направлен по оси вентилятора с возможно более равномерным полем скоростей. Действие коллектора наиболее эффективно, когда между ним и колесом имеется цилиндрический участок корпуса длиной не менее 0,5 диаметра колеса. При отсутствии коллектора давление вентилятора уменьшается на 10. 20%, а к. п. д. — 10. 15%. Обтекатель неподвижен и при его отсутствии давление снижается примерно на 20%.

Читайте также:  Ровен Вентилятор крышный DVS sileo 499DV non EU

Направляющий и спрямляющий аппараты, представляющие собой неподвижные колеса с радиальными лопатками, необходимы для раскручивания потока и, следовательно, повышения к. п. д. вентилятора. Поворотные лопатки промежуточных направляющего и спрямляющего аппаратов обеспечивают возможность регулирования рабочего режима вентилятора, а также реверсирования вентиляционной струи. Для регулирования иногда применяют входной направляющий аппарат с поворотными лопатками.

Одним из основных узлов вентилятора является диффузор, благодаря которому значительная часть динамического давления (не менее 70 %) должна превращаться в статическое давление.

Лопасти укреплены на втулке рабочего колеса через равные промежутки под углом к плоскости его вращения. Наиболее рациональна лопасть более широкая у втулки, чем на периферии. Лучшей конструкцией является крученая лопасть с формой, подобной форме лопасти авиационного винта.

Лопасти изготовляют полыми (рис. 24, а) со стержнем для — закрепления ее на втулке и литыми (рис. 24, б) из алюминиевых или магниевых сплавов. Полая лопасть состоит из: стержня 1 с приклепанной к нему крученой обшивкой 2 из стали толщиной 2 — 3 мм; приваренного к обшивке ребра 3, выполняющего роль армировки против истирания угольной пылью, приваренных к ребру верхнего и нижнего донышек 4.

Изготовление лопастей возможно из пластмасс. Такие лопасти изготавливаются с большей степенью точности, исключают опасность искрообразования при возможном касании лопасти о корпус вентилятора, стойки в химически агрессивной среде. Из условия надежности работы и уменьшения шума работающего вентилятора максимальная окружная скорость на концах лопастей должна быть не более 95 м/с.

На одной втулке устанавливают до 14 лопастей, узлы крепления которых должны обеспечивать возможность их установки под различными углами относительно плоскости вращения колеса, что необходимо для регулирования производительности и давления вентилятора.

В работающем вентиляторе под действием разности давления часть воздуха протекает через зазор между концом лопасти и корпусом со стороны выхода воздуха из рабочего колеса в сторону входа в него, при этом уменьшается давление и снижается к. п. д. вентилятора. Однако чрезмерное уменьшение зазора может привести к касанию лопасти о корпус вентилятора. Величина зазора зависит от типа вентилятора и обычно не должна превышать 1,5 % длины лопасти. При работе вентилятора вследствие разности давлений потока до и после рабочего колеса возникает осевая сила, действующая на ротор и направленная в сторону входа потока в вентилятор. Осевая сила воспринимается упорным подшипником.

Двухступенчатые реверсивные вентиляторы ВОД-21, ВОД-30, ВОД-40 и ВОД-50 (В — вентилятор О — осевой, Д — двухступенчатый, цифры — диаметр рабочего колеса в дм) предназначены для главного проветривания шахт при требуемом статическом давлении вентилятора не более 300 даПа и расходе воздуха от 50 до 600 м 2 /с. Эти вентиляторы разработаны по аэродинамической схеме К-84 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского (К — крученые лопасти, 84 — коэффициент быстроходности).

Главная вентиляторная установка с вентиляторами типа ВОД(рис. 25) состоит из рабочего и резервного вентиляторов 1 и 2 с синхронными электродвигателями 8 и 4, системы смазки 5, электроаппаратуры и аппаратуры автоматизации 6и устройств 7 и 8 (ляды или двери, управляемые лебедками или моторредукторами) для переключения на работу любого из вентиляторов и отключения другого, подводящего 9 и выходного 10 каналов, глушителя шума 11. Глушитель шума выложен из звукопоглощающих шлакоблоков и имеет 5 . 7 параллельных стенок, разделяющих общую исходящую струю на отдельные струи; глушитель шума для работающего и резервного вентилятора общий, что исключает проникновение зимой наружного холодного воздуха к резервному вентилятору и, следовательно, его обмерзание.

Вентиляторы ВОД-21, ВОД-30, ВОД-40 и ВОД-50 (рис. 26) имеют корпус 1, раму 2, ротор 3, передний 4 и задний 5 опорные блоки, направляющий б и спрямляющий 7 аппараты, коллектор 8,

кок 9, диффузор 10, трансмиссионный вал 11 с муфтой 12 для соединения с синхронным электродвигателем 18.

Ротор вентилятора ВОД показан на рис. 27. На валу 1 с подшипниками 2, воспринимающими как радиальную, так и осевую нагрузку, закреплены рабочие колеса 8, 4 и полумуфта 5. Колесо закреплено на валу шпонкой 6 и от осевого смещения гайкой 7. Втулки 8 рабочих колес (диаметр втулки составляет 0,6 диаметра рабочего колеса) выполнены сварными и во

избежание появления дисбаланса от попадания в них влаги и пыли герметизированы. На втулке расположено 12 лопастей 9. Лопасти пустотелые сварно — клепаные, состоят из двух листов обшивки, армирующего ребра, донышек и хвостовика. Благодаря затвору крепления l0 лопасти при остановленном вентиляторе могут поворачиваться вручную в диапазоне 15 . 45 0 . В целях регулирования рабочего режима вентилятора число лопастей колеса второй ступени может быть уменьшено в 2 раза.

Трансмиссионный вал выполнен подвесным с зубчатыми (в вентиляторе ВОД-21 с пальцевыми) муфтами.

Промежуточный направляющий аппарат имеет 14 поворотных лопаток, которые могут поворачиваться сервомотором на угол до 180 0 . Спрямляющий аппарат имеет 14 лопаток, из которых 11 поворотные, а 3 — несущие неповоротные.

Вентиляторы снабжены колодочным тормозом с электромагнитным приводом, который за 2 . 2,5 мин останавливает ротор.

Для реверсирования воздушной струи необходимо отключить двигатель вентилятора и затормозить ротор, повернуть на 180 0 лопатки направляющего и спрямляющего аппаратов, оттормозить ротор и пустить двигатель в противоположном направлении.

Источник

Осевые вентиляторы, их конструкции

Колесо осевого вентилятора (рис. 7.21) состоит из лопастей 1, укрепленных» на втулке 2. Обычно» «колесо устанавливается в обечайке или в цилиндрическом кожухе 3. При вращении колеса поток газа или воздуха, поступая через отверстие 4, проходит сквозь колесо и выходит через выходное отверстие 5.

Чаще всего лопастное колесо осевого вентилятора устанавливается непосредственно на выступающем конце вала электро­двигателя. Однако при больших размерах вентиляторов или при несовпадении чисел оборотов колеса вентилятора и электродвигателя предусматривается привод. В этом случае лопастное ко­лесо укрепляется навалу, удерживаемой двумя подшипниками, а на конец вала насаживается шкив под плоские или клиновые ремни.

Рис. 7.21. Осевой вентилятор типа МЦ (размер в % диаметра колеса).

Читайте также:  Вентилятор канальный 150мм мощный

По назначению осевые вентиляторы делятся на вентиляторы общепромышленного типа и специальные.

Вентиляторы общепромышленного типа предназначены для перемещения воздуха, не содержащего твердых примесей и взрывоопасных веществ. Температура перемещаемого воздуха или газа воздействует не столько на колесо вентилятора, сколько на электродвигатель, поэтому предельная температура перемещаемой среды определяется практически нагревом обмо­ток двигателя и не должна превышать 50—60°С.

В тех случаях, когда в воздухе содержатся взрывоопасные примеси, устанавливаются осевые вентиляторы во взрывобезопасном исполнении. При этом колесо вентилятора вы­полняется из металла, не дающего искр при трении, — латуни, меди, алюминия. Кроме того, обечайка выполняется из этого же ме­талла или обкладывается мягким листовым металлом.

При перемещении воздуха, содержащего вещества, способные вызвать коррозию, устанавливают вентиляторы в антикорро­зионном исполнении. Колесо и обечайку либо выполняют из материалов, не подверженных коррозии (например, из нержавеющей стали, меди), либо покрывают лаками и красками (см. выше).

К специальным осевым вентиляторам относятся вентиляторы, не используемые для обычной вентиляции промышленных в гражданских зданий.

Сюда могут быть отнесены шахтные вентиляторы местного проветривания, устанавливаемые в сетях воздухопроводов, прокладываемых для проветривания забоев в шахтах и горных выработках. Особенностью этих вентиляторов является обязательное взрывобезопасное исполнение агрегата двигатель—вентилятор, так как в воздухе шахт часто присутствует взрывоопасный газ метан. Иногда в качестве вентиляторов главного проветривания шахт также применяются осевые машины большого диаметра и производительности. Обычно агрегат состоит из двух последовательно установленных колес с промежуточным спрямляющим аппаратом, исключающим вращение (крутку) потока за первым колесом, и направляющим аппаратом на выходе воздуха из колеса второй ступени.

Специальные осевые вентиляторы (также большого размера и производительности) используются для вентиляции градирен — устройств, предназначенных для охлаждения воды на электростанциях и водопотребляющих предприятиях.

Вентиляторы специального типа чрезвычайно широко приме­няются для воздушного охлаждения электродвигателей, прососа воздуха через автомобильные и тракторные радиаторы и т. п.

Простота и компактность осевых вентиляторов позволяют включать их непосредственно в конструкцию ряда машин и аппаратов.

Рис.7.22. Зазор в осевом вентиляторе (а) и правильное направление вращения колеса осевого вентилятора (б).

1- направление потока воздуха; 2- направление вращения.

Широко используются осевые вентиляторы и в бытовых усло­виях в виде простейших настольных аппаратов.

Конструкция осевых вентиляторов. Лопатки колеса изготов­ляются обычно из листовой стали и крепятся к втулке клепкой, сваркой или на болтах. Втулки вентиляторов выполняются точеными из литой или кованой стали (реже из чугуна). В центре втулки протачивается отверстие по диаметру вала электродвига­теля для посадки колеса. Втулка крепится к валу чаще всего с помощью шпонки, для чего, во втулке предусматривается шпоночная канавка.

Выпускаемые заводами, осевые вентиляторы обычно смонтированы в обечайке вместе с комплектующим вентилятор электродвигателем. Последний крепится на специальной площадке, приваренной к обечайке. Вентиляторы крупного размера, рассчитанные на ременную передачу от электродвигателя, поставляются вместе с валом, подшипниками и приводным шкивом.

При монтаже осевых вентиляторов следует обращать внимание на величину зазора между обечайкой и кромками лопаток колеса. Разность давлений в потоках воздуха перед вентилятором и после него (рис. 7.22,а) создает переток воздуха через зазор в обратном направлении. Это вызывает непроизводительные потери давления, ведет к уменьшению объема подаваемого вентилятором воздуха, а также к снижению его к. п. д. Поэтому нормируемая величина зазора недолжна превышать 1,5% длины лопатки.

Типоразмеры осевых вентиля­торов. По направлению враще­ния осевые вентиляторы могут быть правыми или левыми. Правым считается вращение колеса по часовой стрелке при движении потока воздуха на наблюдателя.

Для определения направле­ния вращения надо обратить внимание на лопатки. Одна сторона лопатки из листовой стали вогнута, другая —выпукла. При полых лопатках одна сторона — плоская, другая—выпуклая. Пра­вильным является такое направ­ление вращения, при котором вогнутая или плоская сторона лопатки движется вперед (см. рис. 7.22.6). При обратном направлении вращения вентилятор, обладая свойством менять направление потока (реверсивностью), будет также подавать воздух. Однако при неправильном направлении вращения объем перемещаемого воздуха и к. п. д. вентилятора снизятся на 30—40% при практически постоянной мощности. В этом случае необходимо снять колесо с вала электродвигателя, повернуть обратной стороной и вновь закрепить на валу.

Учитывая простоту такой перестановки колеса, заводы выпускают осевые вентиляторы, как правило, правого вращения.

Размеры осевых вентиляторов определяются номером, выражающим диаметр колеса в дцм. Осевые вентиляторы, выпуска­емые промышленностью, имеют № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 16 и т. д.

В отличие от центробежных осевые вентиляторы имеют более простую маркировку, предусмотренную ГОСТ.

Номенклатура осевых вентиляторов, выпускаемых промышленностью для потребностей промышленной вентиляции и систем кондиционирования воздуха, довольно ограничена и охватывает типы МЦ, ОБ 06-320; У и ЦЗ-04.

Как указано выше, отличительной особенностью осевых вентиляторов является их высокая быстроходность, т. е. небольшой, коэффициент давления. Для того чтобы развивать давление, одинаковое с центробежным вентилятором (низкого давления), осевой вентилятор при одинаковом диаметре колеса должен иметь окружную скорость, в 2—2,5 раза большую, чем центробежный. Поэтому осевые вентиляторы предназначены для перемещения относительно больших объемов воздуха или газа при незначительных давлениях, обычно не превышающих 20— 30 кГ/м 2 .

Вентилятор типа МЦ—модернизированный ЦАГИ (см. рис. 7.21) имеет колесо с четырьмя лопатками. Лопатки выполнены из листовой стали, штампованы (двоякой кривизны) и приварены ко втулке. Втулка для приварки лопаток имеет приварной диск из толстой листовой стали. Выпускаются вентиляторы № 4, 5, 6, 7, 8,10 и 12 с максимальной окружной скоростью 60 м/сек и раз­виваемым при этом в оптимальном режиме давлением 30 r.f м 2 . Максимальный к. п. д. вентилятора составляет 0,58 (для МЦ № 4—0,45). Диаметр втулки вентилятора около 0,2 D.

Вентилятор типа ОВ 06-320 (по маркировке, принятой для центробежных машин) с коэффициентом давления 0,06 и быстроходностью 320 имеет почти аналогичную конструкцию.

Вентилятор ЦЗ-04 имеет лучшие показатели, чем вентилятор типа МЦ. Вентилятор оборудован четырехлопастным колесом с короткими лопатками длиной 0,3 D и втулкой диаметром около 0,4 D. Рабочие параметры те же, что и у вентилятора МЦ (ок­ружные скорости колеса до 60 м/сек при развиваемом статиче­ском давлении 28—30 кГ/м 2 ). Однако к. п. д. этого вентилятора, снабженного на выходе за колесом обтекателем и имеющего улучшенную форму лопаток, до­стигает 0,76.

Источник