Как проверить компрессор кондиционера сплит системы: нюансы диагностики + советы при поломке
Значимым компонентом сплит системы, конечно же, является холодильный компрессор. Именно благодаря этому компоненту технологической схемы бытовой или другой машины получают эффект охлаждения, а также эффект увлажнения воздуха.
Если случается, что компрессорный агрегат по какой-то причине не работает, сплит система, по сути, превращается в обыкновенную ветряную «мельницу». Желаемого эффекта от такой «мельницы» уже не получить, а владельцу системы впору задуматься о ремонте.
Однако, чтобы ремонтировать, требуется знать, как проверить компрессор кондиционера сплит системы на неисправность. Именно этим вопросом займемся в нашей статье. Также рассмотрим устройство модуля, распространенные виды неисправностей и приведем рекомендации по ремонту.
Устройство компрессорного модуля
Для начала кратко о холодильном компрессоре, как о модуле, составляющем часть кондиционера. Это оборудование относится к электромеханическим устройствам, отличительной особенностью которых является полная герметизация внутреннего содержимого.
То есть, на случай каких-либо механических (электрических) неисправностей нельзя просто взять, разобрать такое устройство, как многие другие, чтобы добраться до неисправного узла. Здесь всё намного сложнее. В некоторых случаях даже придется выполнить демонтаж сплит-системы.
Вот почему при серьёзных неисправностях холодильный компрессор сплит системы проще заменить новым, нежели пытаться ремонтировать.
Если рассматривать машину обобщённо, теоретически схема механической части холодильного компрессора напоминает традиционный воздушный компрессор.
Машина также содержит шатунно-поршневую систему, правда, зачастую ротационного типа, подшипниковые узлы, систему клапанов. Но всё это заключено в герметично заваренном металлическом корпусе.
Там же, внутри корпуса, монтируется электрический привод. Система привода сделана таким образом, чтобы обмотка из проводов, не имеющая воздушного охлаждения, получала охлаждение от рабочего хладагента – фреона
Этот достаточно действенный способ внутреннего охлаждения обеспечивает долговечность моторов компрессоров. На практике неисправности электродвигателей отмечаются, но достаточно редко.
Признаки неисправности компрессора
Должно быть понятным, когда система сплит не в состоянии обеспечить заданный температурный режим, этот фактор может указывать на то, что компрессор не работает.
Кроме того, функционирование компрессорного агрегата кондиционера явно определяется характерным шумовым эффектом, какой создаёт холодильный агрегат. Шум оборудования не сказать, чтобы сильный, но при работе агрегата прослушивается уверенно.
Кстати, опять же, исходя из уровня шума, определяются некоторые виды дефектов компрессорной машины. Так, если при работе отмечается повышенный щелкающий звук или звук скрежета, скорее всего, можно констатировать износ или повреждение клапанов.
При такой неисправности производительность компрессора резко падает, корпус аппарат сильно греется. В конечном итоге срабатывает внутреннее тепловое реле, работа машины блокируется.
Зачастую имеет место ситуация, когда практически сразу после запуска компрессора наблюдается прекращение его работы. Однако при этом сам аппарат фактически цел и работоспособен.
Причиной дефекта при такой ситуации обычно является недостаток или переполнение контура хладагентом. Аварийную остановку обеспечивает тепловое реле, которое, кстати, тоже может выходить из строя.
Наконец, владелец сплит системы может сталкиваться с рабочим моментом – когда компрессорный агрегат попросту не запускается. При этом кондиционер вполне работоспособен в плане всех остальных функций.
Компрессор не даёт повода для констатации дефектов – внешне выглядит целым и невредимым. Традиционной причиной такого варианта, как правило, является неработоспособность пускового конденсатора емкостью от 10 мкФ и более.
Самый тяжелый и практически невосстанавливаемый дефект компрессора сплит системы – это межвитковое замыкание в обмотках статора мотора привода. Правда, следует отдать должное – в современных конструкциях герметичных компрессоров крайне редко появляется такая неисправность.
Проверка аппарата в зависимости от дефекта
Рассмотрим возможные действия механика или пользователя сплит системы с учётом всех тех неисправностей, какие отмечались выше.
Но прежде стоит принять к сведению следующие моменты:
- Подобное оборудование обслуживается специалистами. О самостоятельной чистке сплит-системы мы рассказывали здесь.
- Система заправляется химически вредными веществами.
- Устройство работает от сети с высоким потенциалом.
- Требуются знания электрики, электроники, механики.
- Есть опасность навредить здоровью.
Спокойный, надёжный и квалифицированный способ проверки системы – это, конечно же, обращение к профессиональным мастерам.
Тем не менее, не исключается возможность использования личных навыков и умений на свой страх и риск. Для второго варианта рассмотрим способы проверки оборудования на неисправность.
Проблема #1 — высокий уровень механических шумов
Итак, если машина издаёт повышенные шумы, не характерные для нормальной работы, с высокой уверенностью можно констатировать разрушение внутренних компонентов.
Это могут быть подшипниковые узлы, детали клапанной группы и другие. В таких случаях единственно возможный вариант – замена агрегата.
Повышенный шум может отмечаться и по причине излишней массы хладагента, заправленного в систему. Однако в этом случае характер шума явно отличается от механического и после непродолжительной работы компрессор обычно отключается системой автоматики по параметру высокого давления.
Проверка для этих двух вариантов сопровождается следующими действиями:
- Подключить манометрическую станцию на сторону нагнетания.
- Закрыть системный кран на линии контура.
- Контролировать показания давления.
При неисправных клапанах уровень шума обычно возрастает, но давление фактически не меняется или меняется незначительно. Если же неисправны подшипники, увеличение шума будет сопровождаться ростом давления.
Чрезмерное количество хладагента в контуре также покажет увеличение давления с нарастанием шума и последующим отключением компрессора системой автоматики (реле давления). Больше об устройстве этого узла, его принципе работы, подключении и регулировке мы писали в следующей публикации.
Проблема #2 — переполнение или недостаток фреона
Определяется «неисправность» такого рода опять же с помощью манометрической станции. Необходимо отключить сплит систему от сети, выждать немного, затем подключить манометрическую станцию и запустить кондиционер. Наблюдать за показаниями на приборах.
Рабочее давление для бытовой сплит системы конкретной конфигурации всегда можно определить по технической бирке (табличке) закрепленной на корпусе внешнего модуля. Там, на табличке, указываются граничные параметры давления контурных участков нагнетания и всасывания.
Если табличные границы превышены, это указывает на явное переполнение системы хладагентом. Однако таблица даёт только верхние значения давлений.
Поэтому недостаток хладагента определяется уже несколько иначе. Среднестатистическая норма давления всасывания по бытовым сплит системам примерно 4-6 Бар (АТИ), в зависимости от конфигурации.
Когда показатель давления всасывающей части контура на манометрической станции значительно меньше указанного диапазона 4-6 Бар, этот фактор указывает на недостаток заправки.
Подобное состояние также оказывает влияние на работу компрессора, когда отмечается ненормальный шум и периодическое срабатывание защитных систем.
Проблема #3 — нет запуска холодильного компрессора
Распространенный дефект сплит систем, связанный с компрессором, – полное отсутствие момента запуска холодильного компрессора. При этом система успешно включается в режим охлаждения, все приборы автоматики работают нормально. Другой вопрос – вентилятор конденсатора.
При таком состоянии сплит системы вентилятор конденсатора показывает несколько необычную работу. В момент пуска кондиционера крыльчатка вентилятора начинает вращаться, но почти сразу же вращение прекращается.
Внутренний блок кондиционера продолжает функционировать при неработающем компрессоре внешнего блока.
Этот дефект, как правило, проявляется на системах, успешно отработавших несколько лет (более 5). А причиной подобного поведения системы является пусковой конденсатор, включенный в цепь питания электродвигателя компрессора.
Диагностировать неисправность конденсатора просто. Как это сделать – чуть ниже.
Проблема #4 — межвитковое замыкание обмотки статора
Как определить такую неисправность – вопрос далеко неоднозначный. К примеру, когда имеют место замыкание 2-3 витка на коротком участке, определить дефект практически не представляется возможным без использования специфичного инструмента.
Другие вариации, когда замкнуты между собой достаточно удалённые участки, в принципе, подлежат определению простым измерением сопротивления рабочих обмоток статора мотора.
Обычно та обмотка, где существует «короткое», даёт меньшее сопротивление относительно других обмоток. Однако потребуется точная схема мотора.
Советы по ремонту техники
Внутренние дефекты компрессора сплит системы исправляются исключительно в условиях профессиональных мастерских. В домашних условиях силами самого владельца такой сложности ремонт видится нерациональным, с крайне малым процентом успешного исполнения.
Если нормальная работа компрессора нарушена по причине излишков или недостатка хладагента, задачу ремонта решить вполне по силам самостоятельно.
В первом случае (избыток фреона) достаточно просто удалить часть газа из системы. Во втором случае нужно напротив – заправить систему дополнительным объемом газа.
Когда причиной неработоспособности компрессора является пусковой конденсатор, следует вскрыть верхнюю крышку наружного системного блока, предварительно отключив машину от сети питания.
Снять конденсатор и проверить тестером в режиме измерения сопротивления (мОм), поочерёдно касаясь щупами рабочих клемм. Нерабочий конденсатор не покажет эффект разряда. Это причина для замены.
Выводы и полезное видео по теме
Этот видеоролик снимался специалистами и может стать полезным тем, кто горит желанием отремонтировать компрессор сплит системы, имеющий серьезные повреждения.
Эксплуатация современных сплит систем показывает вполне долгосрочную работу без необходимости ремонта. Тем более, если речь идет о серьезных дефектах, подобных межвитковому замыканию или механическому износу.
Простые неисправности ремонтируются достаточно просто, а в случае сложных дефектов – разумным решением видится замена сплит системы новой. Серьезный ремонт заставит потратить столько же средств, сколько требует покупка новой сплит-системы.
Хотите поделиться методами диагностики компрессора, о которых мы не рассказали в этом материале? Пишите свои замечания, дополнения и рекомендации в блоке, расположенном ниже.
Если же вы пытаетесь самостоятельно разобраться с причиной поломки вашей сплит-системы и оказались в сложной ситуации – не стесняйтесь спросить совет у наших экспертов и других посетителей сайта в комментариях к этой статье.
Источник
Подбор двигателя вентилятора кондиционера
В сплит-системе двигатели применяются во внутреннем и в наружном блоке. Двигатель вентилятора внутреннего блока выполнен из прочного пластика, двигатель вентилятора наружного блока – металлический.
Двигатель вентилятора внутреннего блока (много-обмоточный).
Двигатель вентилятора наружного блока.
Двигатели вентилятора внутреннего блока кондиционера бывают нескольких типов.
Много-обмоточный двигатель. Наиболее распространенный – это двигатель, имеющий несколько обмоток. Подавая напряжение 220В, на разные обмотки, получаем разные скорости вращения вентилятора.
PG-motor. В двигателе этого типа одна обмотка (которая состоит из 2-х частей) на которую подается напряжение через регулирующий элемент (тиристор или симистор). Изменяя амплитуду управляющего напряжения (переменного) получаем разные скорости вращения вентилятора. Часто в названии PG стоит само сочетание этих букв “PG”, редко бывает и такое сочетание “GP”.
Этот двигатель легко отличить от много-обмоточного, по количеству проводов. С PG двигателя выходят два шлейфа проводов на два разъема “мама” в каждом из которых по 3 провода. Маленький разъем идет с датчика Холла.
DC-inverter. Применяется обычно в инверторных системах кондиционирования (не во всех). В этих двигателях скорость вращения регулируется изменением амплитуды постоянного напряжения.
При подборе мотора вентилятора кондиционера, обязательно нужно учитывать его тип, мощность, скорость вращения, направление вращения, габаритные размеры корпуса, элементы крепления, диаметр и длину вала, наличие шлица и/или резьбы на валу. Проверьте соответствие емкости пускового конденсатора, заменяемому двигателю.
Прежде чем заказывать двигатель (мотор) вентилятора кондиционера, проверьте самые распространенные неисправности:
Если слышны посторонние шумы или наблюдается большой люфт вала двигателя – поменяйте подшипники. Это можно сделать в двигателе вентилятора наружного блока сплит-системы, двигатель внутреннего блока, как правило не разборный.
Если двигатель не вращается, проверьте пусковые конденсаторы. Проверка осуществляется заменой на аналогичные. Пусковые конденсаторы на двигателях вентиляторов внутреннего и наружного блоков рассчитаны на напряжение 400/450V и имеют емкость в пределах от 1 до 6 мкФ в зависимости от типа и мощности двигателя.
В двигателе вентилятора внутреннего блока имеется маленький электронный модуль на котором размещен датчик Холла. Если двигатель вентилятора внутреннего блока начинает вращаться, а затем останавливается – то неисправен именно датчик Холла. Этот датчик контролирует сам факт вращения двигателя. Если двигатель заклинит – то датчик Холла отключает его питание и двигатель не сгорает от перегрузки.
Прежде чем менять электронный модуль датчика Холла – посмотрите его установку внутри двигателя (если он разборный). Неоднократно были случаи, когда модуль отклеивался. Неисправность устранялась после приклеивания датчика на место.
Так же возможен плохой контакт в разъеме или плохая пайка в блоке электроники.
Проверьте сопротивления между выводами. Между GND (ground, земля, минус) и Vout (выход сигнала) должна быть бесконечность (обрыв), а между Vcc и Vout должно быть сопротивление 11-25 кОм. Внимание! Не перепутайте полярность! (Не вставляйте разъем с чрезмерным усилием, развернув его на 180 градусов).
Если вы хотите купить двигатель вентилятора наружного или внутреннего блока сплит-системы, то вам необходимо выслать на электронную почту 6642370@mail.ru следующую информацию:
-фотографию шильдика (этикетки) на двигателе
-фотографию шильдика (этикетки) блока сплит-системы (внутреннего или наружного)
Без этих данных подобрать нужный двигатель вентилятора сплит-системы будет весьма затруднительно. Не забудьте указать ваш контактный телефон.
Шаблон подбора размеров двигателя:
L1 -длина вала от пыльника до начала резьбы.
L2 – длина резьбы на вале
L3 – длина вала от пыльника до начала шлица
Lmax – длина от начала резьбы до основания
H – высота корпуса
D1 – диаметр корпуса
D2 – диаметр по креплению
D3 – диаметр вала
Dmax – расстояние от одного крепления до противоположного
Некоторые модели двигателей представлены на этой странице .
Отправьте вашу заявку прямо сейчас! о
Вы можете купить двигатель вентилятора кондиционера в Москве,
Источник
Как проверить двигатель вентилятора наружного блока кондиционера
В сплит-системе двигатели применяются во внутреннем и в наружном блоке. Двигатель вентилятора внутреннего блока выполнен из прочного пластика, двигатель вентилятора наружного блока – металлический.
Двигатель вентилятора внутреннего блока (много-обмоточный).
Двигатель вентилятора наружного блока.
Двигатели вентилятора внутреннего блока кондиционера бывают нескольких типов.
Много-обмоточный двигатель. Наиболее распространенный – это двигатель, имеющий несколько обмоток. Подавая напряжение 220В, на разные обмотки, получаем разные скорости вращения вентилятора.
PG-motor. В двигателе этого типа одна обмотка (которая состоит из 2-х частей) на которую подается напряжение через регулирующий элемент (тиристор или симистор). Изменяя амплитуду управляющего напряжения (переменного) получаем разные скорости вращения вентилятора. Часто в названии PG стоит само сочетание этих букв “PG”, редко бывает и такое сочетание “GP”.
Этот двигатель легко отличить от много-обмоточного, по количеству проводов. С PG двигателя выходят два шлейфа проводов на два разъема “мама” в каждом из которых по 3 провода. Маленький разъем идет с датчика Холла.
DC-inverter. Применяется обычно в инверторных системах кондиционирования (не во всех). В этих двигателях скорость вращения регулируется изменением амплитуды постоянного напряжения.
При подборе мотора вентилятора кондиционера, обязательно нужно учитывать его тип, мощность, скорость вращения, направление вращения, габаритные размеры корпуса, элементы крепления, диаметр и длину вала, наличие шлица и/или резьбы на валу. Проверьте соответствие емкости пускового конденсатора, заменяемому двигателю.
Прежде чем заказывать двигатель (мотор) вентилятора кондиционера, проверьте самые распространенные неисправности:
Если слышны посторонние шумы или наблюдается большой люфт вала двигателя – поменяйте подшипники. Это можно сделать в двигателе вентилятора наружного блока сплит-системы, двигатель внутреннего блока, как правило не разборный.
Если двигатель не вращается, проверьте пусковые конденсаторы. Проверка осуществляется заменой на аналогичные. Пусковые конденсаторы на двигателях вентиляторов внутреннего и наружного блоков рассчитаны на напряжение 400/450V и имеют емкость в пределах от 1 до 6 мкФ в зависимости от типа и мощности двигателя.
В двигателе вентилятора внутреннего блока имеется маленький электронный модуль на котором размещен датчик Холла. Если двигатель вентилятора внутреннего блока начинает вращаться, а затем останавливается – то неисправен именно датчик Холла. Этот датчик контролирует сам факт вращения двигателя. Если двигатель заклинит – то датчик Холла отключает его питание и двигатель не сгорает от перегрузки.
Прежде чем менять электронный модуль датчика Холла – посмотрите его установку внутри двигателя (если он разборный). Неоднократно были случаи, когда модуль отклеивался. Неисправность устранялась после приклеивания датчика на место.
Так же возможен плохой контакт в разъеме или плохая пайка в блоке электроники.
Проверьте сопротивления между выводами. Между GND (ground, земля, минус) и Vout (выход сигнала) должна быть бесконечность (обрыв), а между Vcc и Vout должно быть сопротивление 11-25 кОм. Внимание! Не перепутайте полярность! (Не вставляйте разъем с чрезмерным усилием, развернув его на 180 градусов).
Если вы хотите купить двигатель вентилятора наружного или внутреннего блока сплит-системы, то вам необходимо выслать на электронную почту 6642370@mail.ru следующую информацию:
-фотографию шильдика (этикетки) на двигателе
-фотографию шильдика (этикетки) блока сплит-системы (внутреннего или наружного)
Без этих данных подобрать нужный двигатель вентилятора сплит-системы будет весьма затруднительно. Не забудьте указать ваш контактный телефон.
Шаблон подбора размеров двигателя:
L1 -длина вала от пыльника до начала резьбы.
L2 – длина резьбы на вале
L3 – длина вала от пыльника до начала шлица
Lmax – длина от начала резьбы до основания
H – высота корпуса
D1 – диаметр корпуса
D2 – диаметр по креплению
D3 – диаметр вала
Dmax – расстояние от одного крепления до противоположного
Некоторые модели двигателей представлены на этой странице .
Отправьте вашу заявку прямо сейчас! о
Вы можете купить двигатель вентилятора кондиционера в Москве,
Источник
Устройство и принцип работы вентилятора кондиционера
Вентилятор является важным элементом бытовых, автомобильных и промышленных кондиционеров. Работа этого устройства обеспечивает охлаждение конденсатора, внутри которого на определенном этапе циркуляции хладагент превращается из газообразного вещества в жидкость. Выделяющееся при этом тепло принудительно отводится за пределы помещения. Если в работе вентилятора возникнут сбои, то конденсатор может перегреться, что приведет к неисправности всей системы.
Устройство сплит системы
Как должен работать вентилятор бытового кондиционера
В упрощенном виде конструкция вентилятора представляет собой крыльчатку, закрепленную на валу электродвигателя, который приводит ее во вращение. В зависимости от места установки и выполняемой функции форма лопастей и особенности работы могут отличаться. Учитывая, что подавляющее большинство бытовых кондиционеров для жилых помещений представляют собой сплит систему, состоящую из внутреннего и наружного блока, схема ее работы предусматривает наличие вентилятора в каждом из блоков.
Устройство и функции вентилятора внутреннего блока
Принцип действия всех систем кондиционирования основывается на физических свойствах жидкости забирать тепло при испарении и отдавать тепло при конденсации. В сплит системах в качестве охлаждающей жидкости используется хладагент – фреон, который кипит и испаряется при комнатной температуре. Внутренний блок содержит специальное устройство – испаритель. Проходя через него, теплый воздух из комнаты остывает и возвращается обратно в виде холодного воздуха. Другим важным элементом внутреннего блока кондиционера является вентилятор, который обеспечивает принудительную циркуляцию через теплообменник.
Вентилятор внутреннего блока
Диагональный вентилятор внутреннего блока имеет форму полого цилиндра, на стенках которого расположены элементы крыльчатки. Испаритель как бы огибает его, обеспечивая забор теплого воздуха с передней и верхней стороны блока. Охлажденный воздух, проходящий сквозь вентилятор и диффузор, подается обратно в помещение. Элементы управления внутри блока обеспечивают включение и отключение электромотора, а также изменение скорости его вращения. Диагональные вентиляторы представляют собой достаточно надежные устройства с компактными размерами и низким уровнем шума, но их основной недостаток – неспособность преодолевать значительные препятствия для потока воздуха, например при засорении фильтра.
Устройство и функции вентилятора наружного блока
Если внутренний блок служит для испарения хладагента, то в наружном блоке происходит обратный процесс – фреон конденсируется, а образующееся при этом тепло отводится в атмосферу. Для этого кондиционер оснащается специальным устройством – компрессором, который создает высокое давление, необходимое для быстрого перехода газа в жидкое состояние. Процесс конденсации осуществляется в теплообменнике, имеющем форму радиатора, и сопровождается выделением тепла. Вентилятор внешнего блока имеет стандартную форму с крупными лопастями, благодаря которым удается быстро отводить тепло наружу и защитить все элементы блока, включая компрессор, от перегрева.
Вентилятор внешнего блока
Принцип работы вентилятора автокондиционера
Развитие технологий привело к появлению устройств кондиционирования воздуха, обеспечивающих комфортную температуру в помещении и даже в салоне автомобиля. Автокондиционер способен охлаждать или нагревать воздушные потоки и обладает рядом других полезных функций:
- Поддерживает заданную температуру воздуха в замкнутом пространстве автомобиля;
- Защищает внутреннее пространство салона от грязи и пыли снаружи;
- Предотвращает образование конденсата на стеклах в сырую погоду.
Принцип работы автомобильного кондиционера аналогичен бытовому, но отличается более компактными габаритами. Компрессор высоким давлением сжимает фреон и направляет его в конденсатор, где его температура снижается. Обратную функцию выполняет испаритель, где фреон из жидкого состояния переходит в газообразное. В автокондиционере используется всего один вентилятор, который мощным потоком воздуха охлаждает испаритель одновременно с конденсатором. Он приводится во вращение за счет работы двигателя, а его скорость может быть установлена вручную или автоматически с помощью датчиков. Благодаря этому в салоне автомобиля не будет жарко, даже если машина стоит на месте.
Возможные причины неисправности вентилятора
При выявлении даже малейших сбоев в работе вентилятора, необходимо принять незамедлительные меры по обнаружению и устранению неисправности. В случае, если устройство не будет выполнять положенные ему функции, это может привести к перегреву отдельных деталей и узлов, что может вызвать более существенную поломку в системе. В некоторых случаях диагностику невозможно выполнить без специальных знаний и инструментов, но нередко обнаружить неисправность можно и своими силами без помощи специалиста. Чаще всего поломка вентилятора бывает вызвана одной из нескольких причин:
Источник