Как осуществить ремонт радиаторов отопления



Как правильно подключить панельный радиатор отопления?

Стальные батареи пришли на смену чугунным, которые повсеместно использовались ранее. Вначале такие батареи сильно уступали своим предшественникам по параметрам.

Теперь, благодаря современным технологиям, они имеют хорошие эксплуатационные характеристики, оставаясь доступными по цене. Они бывают панельными и трубчатыми.

Панельные

Каждая панель состоит из двух штампованных профилированных листов, соединенных сварным швом по всему периметру. Внутри имеются продолговатые вертикальные каналы, формирующиеся во время штамповки. Они предназначены для циркуляции теплоносителя.

Для улучшения теплоотдачи иногда с обратной стороны к панелям могут приваривать ребра. Батарея может состоять из 1…3 панелей, боковые стороны которых обычно закрываются кожухами.

По подключению различают универсальные модели, а также модели подключаемые сбоку либо снизу, в зависимости от прохождения труб отопительного контура. Изделия с нижним подключением используют встраиваемый термостат, поэтому цена их выше стоимости других моделей.

Трубчатые

Трубчатые батареи, состоящие из нескольких рядов труб, соединенных с коллекторами, используются реже, потому что стоят дороже панельных. Трубы могут располагаться и вертикально, и горизонтально.

Такая конструкция делает теплоотдачу радиаторов очень эффективной, позволяя быстрый нагрев батареи, а также ее быстрое охлаждение при автоматическом регулировании.

Особенности панельных биметаллических и стальных радиаторов

Старые чугунные батареи постепенно уходят в небытие, хотя сегодня по-прежнему выпускаются дизайнерские модели для любителей ретро в интерьерах.

В современных квартирах популярностью пользуются относительно новые предложения:

  • стальные панельные радиаторы «Керми»;
  • биметаллические батареи Рurmo;
  • алюминиевые и медные (более редкие из-за дороговизны).

Поиски новых разновидностей отопительного оборудования, прежде всего, связаны с потребностью замены засорившихся труб и батарей, ставших «холодными». Этот относительно быстрый износ вызван низким качеством воды, заполняющей систему в виде теплоносителя. Органический осадок, избыточный кальций и ржавчина постепенно сужают проток, снижая эффективность подачи тепла.

Биметаллический радиатор с боковым подключением

При централизованном отоплении часто бывают испытания системы, поэтому биметаллические и стальные модели предпочтительнее алюминиевых. Они чувствительны к кислотности воды и абразивным частицам, переносимым под большим давлением при гидроударах.

Внимание! Радиаторы без крана Маевского часто завоздушиваются, независимо от металла и типа подключения. Эти краны рекомендуется устанавливать на верхних этажах, но можно предусмотреть и в любой комнате.

Биметаллические радиаторы панельного типа намного лучше справляются с этими проблемами, благодаря своим конструктивным особенностям. Визуально у них много общего с секционными радиаторами с узкими просветами. Здесь наружные панели скрывают трубы, через которые проходит теплоноситель.

Форма батарей с тонким металлическим щитом поглощает немного тепла на собственное прогревание, остальное уходит на обогрев воздушных масс.

Что важно учитывать перед покупкой панельного радиатора

Как правило, в жилых комнатах городских квартир под батареи отведена одна подоконная ниша. Однако их количество и формат могут варьироваться, если микроклимат оставляет желать лучшего.

Совет! Когда старые ребристые блоки не устраивают по эффективности, и температура в комнате ниже 20°С, лучше приобрести панельный радиатор с большей площадью поверхности.

Подоконная ниша,классический вариант для бокового подключения

Перед покупкой теплового оборудования важно определиться с типом радиатора, способом его подключения и необходимостью в дополнительном оборудовании:

  • трубы;
  • комплект переходников и фитингов, особенно если необходимо корректировать ширину отверстий и диаметры труб.

При боковом подключении панельных радиаторов предполагается состыковка с входящей трубой сверху сбоку и выводящей снизу. Герметичный и надежный монтаж производится посредством резьбового соединения. Эффективная замкнутая схема образуется только при правильном соединении, где теплоноситель идет самотеком от верхнего коллектора к нижнему отверстию на выход – через всю конструкцию радиатора.

Качество присоединения к трубам панельных радиаторов в большей мере зависит от показателей металла – стального проката для их производства и его толщины. Эти модели не рассчитаны на высокое давление в системе. Внутренняя поверхность подвержена коррозии, даже если в техническом описании указано «нержавеющая сталь». Со временем в таких радиаторах истончается стенка (изначально 1,25 – 2,5мм) и покрывается налетом, делая их хрупкими. Рабочее давление до 10 Bar становится предельным, поэтому такие модели относительно дешевые, хотя прослужат более 10-15 лет.

Узел нижнего подключения радиатора — преимущества использования

Арматура для радиаторов, с помощью которой производится подсоединение снизу, предназначена для использования в стальных панельных теплообменниках и не подходит для алюминиевых секций радиаторов — благодаря этому стальные виды оказывают им высокую конкуренцию. Нижнее включение по сравнению с другими типами имеет следующие преимущества использования арматуры:

  • Экономия трубных материалов и отводов — в конструкции пола или на стене для присоединения радиатора имеются только два коротких вывода, трубы не идут к его верхнему входному отверстию.
  • Соединение внизу обладает эстетичностью, а если трубопровод выходит из стены, его практически не видно под корпусом и оно не мешает мыть напольное покрытие.
  • Запорно регулирующая арматура (краны шаровые или вентили) в «бинокле» позволяет управлять интенсивностью поступающей в теплообменник жидкости, а при полном ее перекрытии снимать батареи для обслуживания или ремонта.
  • Узел нижнего подключения с вертикальным байпасом равномерно распределяет воду по радиатору с обогревом его наиболее холодных верхних углов, которое наблюдается при нижнем подсоединении. Также при однотрубной разводке байпас способствует выравниванию температур входящего и обратного потоков, что свою очередь приводит к равномерному нагреванию встроенных в линию приборов.

Рис. 2 Установленные прямой и угловой 3/4 дюймовые нижние фитинги

Заключение

Самый правильный вариант подключения прибора отопления в частном доме – диагональный с верхней подачей. Если правильно подобрать скорость движения теплоносителя в системе с циркуляционным насосом, можно минимизировать потери тепла при нижнем способе подключения. Другие типы подсоединения батарей в автономных отопительных системах применяются не так часто, поскольку их эффективность заметно ниже. В многоквартирных домах практикуется боковое подключение.

Видео по теме:

Что еще нужно знать

Боковые присоединительные отверстия (называют еще входы, патрубки и коллекторы) могут иметь разный диаметр. Чаще всего встречаются:

  • G1” – один дюйм (2,54 см);
  • G3/4” — три четверти дюйма (1,91 см);
  • G1/2” – пол дюйма (1,27 см).

Это важно знать при выборе запорной и регулирующей арматуры: нужно знать, можно ли будет подключить устройство к радиатору напрямую или потребуются переходники.

При подключении секционных радиаторов любого типа без переходников (футорок) не обойтись: тут в одни коллекторах резьба левая, а в других — правая. Потому для секционных радиаторов с боковым подключением выпускают специальные монтажные комплекты. Они есть для разных диаметров коллекторов и подводящих труб. Их комплектация бывает разной, но чаще всего там есть семь элементов: четыре футорки-перходника, кран «Маевского» (воздухоотводчик) с ключом и заглушка (на неиспользуемый коллектор).

При нижнем подключении все что нужно – это узел подключения радиатора, который еще называют «мультифлекс». Внутрь его встроены два запорных шаровых крана, которые служат для отсечения теплоносителя. При необходимости просто поворачиваете миниатюрные краны и радиатор оказывается отключенным: его можно снимать.

  • прямой – трубы подводятся снизу;
  • угловой – трубы выходят из стены.

Выбирая его, важно знать расстояние между центрами патрубков (межосевое расстояние). Это значение указывается в технических данных и обычно это 80 или 50 мм.

К узлу нижнего подключения радиаторов имеется набор переходников на любой вид труб. Подробнее об этих фитингах смотрите в видео.

Грамотность подхода к выбору вида подключения

Первое, на что стоит обратить особое внимание — схема монтажа радиаторов. Зачастую именно от неё зависит эффективность и функциональность батареи в работе. Также при неправильном монтаже нарушается регулировка температуры и значительно повышается давление в батарее, что может привести к неизбежным ухудшениям в эксплуатации. В случае решения, произвести монтаж самостоятельно, без каких либо навыков, велика вероятность, столкнуться со многими проблемами и испортить задуманный интерьер комнаты.

При выборе нижнего подключения радиатора, нужно быть готовым к тому, что несколько снизится КПД всей отопительной системы. Но это незначительно по сравнению с удобством такого подключения и его умением прятать батареи с видных мест помещения. Правильное подключение радиатора, сэкономит в будущем затраты на отопление и будет радовать своим видом долгие годы.

Существует два основных видов подключения радиаторов – нижнее и боковое. В свою очередь, каждый из этих видов имеет несколько разновидностей. К боковому подключению можно отнести также диагональное подключение и седловидное (или проходное). Нижнее подключение может быть сбоку (справа или слева), по центру или по бокам. Сейчас мы с Вами рассмотрим каждое подключение подробнее и в какой ситуации стоит использовать тот или иной вид.

Нижнее подключение

Боковое подключение

Боковое подключение радиаторов — виды, преимущества, недостатки

Любые радиаторы (биметаллические, алюминиевые, стальные, чугунные, медно-алюминиевые) могут быть с боковым подключением. Его используют в многоэтажных и частных домах с разводкой труб по стенам или вертикальной разводкой труб (в основном встречается в старых панельных домах с высоким давлением). Наиболее распространённое боковое одностороннее подключение, с расстоянием между трубами 500 мм. Диагональное подключение рекомендуется использовать на радиаторах большой ширины (стальные радиаторы длиннее двух метров и секционные радиаторы, более 12-и секций). Проходное (или седловидное) подключение радиаторов используют при большой ширине радиатора, или для напольных радиаторов с боковым подключением (чтобы подключить радиатор из пола). Также, данный вид подключение путают с нижним по бокам, но это два совершенно разных вида подключения. Боковое подключение может быть, как со стены, так и вдоль стены, и в некоторых случаях из пола.

Читайте также:  Ремонт Фольксваген Поло у официального дилера

Боковое подключение вдоль стены

Диагональное подключение с пола

Проходное (седловидное) подключение с пола

Преимущества бокового подключения. Главным преимуществом радиаторов с боковым подключением является то, что они более бюджетные, чем с нижним (не зависимо от материала и типа радиатора).

Недостатки бокового подключения. К недостаткам радиаторов с боковым подключением можно отнести непривлекательный внешний вид кранов. При нижнем подключении краны располагаются снизу радиатора и не «бросаются в глаза», при боковом подключении – краны на виду и (если они не дизайнерские) могут портить дизайн помещения. Решением этой проблемы может стать радиаторная арматура Schlosser.

Нижнее подключение радиаторов — виды, преимущества, недостатки

Бытует мнение, что боковое подключение – это когда трубы со стены, а нижнее, когда трубы из пола. Но это не так, нижнее подключение может быть, как из пола, так и со стены. Если ремонт не закончен и есть возможность выбирать, то лучше делать нижнее подключение со стены (не нужно будет портить напольное покрытие под трубы и будет больше доступа для уборки).

Нижнее подключение со стены

Нижнее подключение с пола

Главным преимуществом нижнего подключения радиаторов является то, что краны и трубы спрятаны под радиатором и не портят эстетический вид. К сожалению, не все радиаторы могут быть с нижним подключением. С нижним подключением могут быть стальные панельные радиаторы, стальные трубчатые радиаторы, медно-алюминиевые радиаторы. Чугунные, алюминиевые и биметаллические радиаторы с нижним подключением встречаются крайне редко. Наиболее распространённое – подключение нижнее сбоку (как правило у большинства стальных радиаторов, установленных от застройщика в новых домах). Для вертикальных радиаторов, самое правильное – это нижнее центральное подключение. Подключение нижнее по бокам используется при подключении дизайн радиаторов и полотенцесушителей.

Нижнее подключение сбоку

Нижнее подключение по центру

Нижнее подключение по бокам

Недостатком нижнего подключения является наценка на радиаторы – с нижним подключением радиаторы дороже, чем с боковым. Поэтому, если Вы хотите, чтоб подключение имело более привлекательный внешний вид, и Вы готовы немного переплатить – то нижнее подключение, это то что нужно. С другой стороны, если в помещении разводка труб по полу, иногда стоимость работ по переделыванию на боковое подключение обходится дороже, чем наценка на радиаторы, с нижним подключением.

Итог. При ремонте в старом многоквартирном доме и замене батарей, лучше выбирать радиаторы с боковым подключением. При замене радиаторов в новых квартирах и домах желательно подбирать радиаторы с таким же подключением, с каким были (с нижним или боковым), чтобы сэкономить на работе мастеров и материалах. Если Вы хотите, чтоб отопительные приборы имели лучше эстетический вид, стоит выбирать радиаторы с нижним подключением. Когда разводки труб еще нет (например, при строительстве частного дома), можно использовать радиаторы с любым подключением, но лучше предварительно посоветоваться со специалистами.

Плюсы и минусы панельных радиаторов

Многочисленные положительные стороны панельных стальных радиаторов – залог их широкого распространения. Среди преимуществ наиболее весомыми считаются следующие:

  1. Многофункциональность — современные панельные батареи объединяют в себе конвектор и радиатор. Они полноценно отапливают помещение, при этом нет необходимости в приобретении дополнительных греющих устройств
  2. Экономичность – если сравнивать панельный радиатор и батарею с ребрами, внутри первого циркулирует меньший объем теплоносителя, однако он ничуть не уступят по мощности
  3. Функциональная регулировка температуры – панельный радиатор отопления может оснащаться различным набором дополнительных устройств, которые позволяют производить регулировку температуры в автоматическом или ручном режимах

Одна из положительных сторон панельных стальных радиаторов – оригинальный и стильный дизайн. Использование современного оборудования в процессе производства позволило придать изделиям любую форму и разнообразить стилевые варианты: от классики до минимализма.

Особенности интерьера – очень важный критерий выбора. Установив подходящую модель, можно будет воссоздать красивую композицию под окном и достичь максимальной гармонии.

Все рассмотренные выше положительные стороны отопительных панельных радиаторов – весьма значимы. Однако предлагаемые рынком изделия имеют несколько минусов:

    Нельзя оставлять на продолжительный срок радиатор без теплоносителя, иначе внутренняя поверхность быстро начнет подвергаться коррозии

Виды радиаторов

При выборе радиаторов отопления необходимо точно знать, куда они будут устанавливаться, с какой стороны, и будут ли подходить под дизайн помещения. Тем более, в наше время выбор данного оборудования огромен:

  • секционные;
  • пластинчатые;
  • трубчатые;
  • панельные.

Секционные батареи легко конструируются из отдельных секций в радиатор нужной длины, в зависимости от того, сколько тепла необходимо от них получить. В свою очередь, они делятся на категории:

Источник

Монтаж радиаторов отопления своими руками: в доме или квартире, схемы обвязки

Чтобы произвести самостоятельный монтаж радиаторов отопления, предварительно нужно разобраться в особенностях установки различных видов батарей (алюминиевые, стальные, биметаллические и т.д.), определить какие инструменты и материалы нам понадобятся, изучить правила навески, схемы обвязки и другие аспекты этого на первый взгляд простого дела.

Как учесть все нюансы монтажа батарей отопления определённых моделей и не допустить ошибок – обо всём этом речь пойдёт ниже.

Монтаж батарей отопления весьма ответственная задача для застройщиков. Успешное её решение зависит от многих факторов, начиная от типа отопительной системы, теплотехнического расчёта помещений здания и заканчивая правильным выбором вида батарей и схемами их подключения.

Существует множество вариантов установки радиаторов отопления.

Это зависит от типа подводки трубопроводов с теплоносителем, обвязки приборов обогрева и даже от материала ограждающих конструкций.

Современный рынок теплотехники в России заполнен обширным ассортиментом радиаторов отопления различного класса, конструкции, размеров. В каждом конкретном случае, будь то замена старых батарей или подключение радиаторов отопления в новостройке, монтировать приборы нужно строго следуя инструкциям, разработанным на основе нормативной документации – СНиП. При определённых навыках правильно смонтировать систему отопления квартиры или частного дома вполне сможет своими руками сам владелец жилья.

Источник

Сборка алюминиевых радиаторов отопления

Как разобрать старую чугунную батарею Алюминиевый радиатор - разборка и сборка

Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования наружного крепежа или фиксаторов. Таким образом, можно набрать радиатор практически неограниченной длины.

Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые особенности ее конструкции:

  • Отдельные секции собираются в один корпус с помощью внутренних резьбовых втулок или ниппелей. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно суметь вывернуть торцевые пробки и внутренние вставки;
  • Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка с резьбой двух видов – с левым и правым направлением витков.

Торцевые заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие выпускают с левой резьбой, а гайка-штуцер для подключения к трубе – с правой.

Как разобрать старую чугунную батарею

Важно! Чтобы разобрать секции, нужно будет правильно выбирать направление вращения, иначе можно быстро разбить чугунный корпус батареи.

Для крепления отдельного регистра в общий чугунный корпус используется пара ниппелей, которые одновременно заворачиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, потребуется также аккуратно выворачивать ниппеля, делая на каждом всего 1-2 оборота.



Подготовительные работы

Для того чтобы разобрать чугунный корпус, его нужно предварительно демонтировать с крепления на стене. Удаляются крюки, на которых подвешена батарея, далее нужно разобрать краны или муфтовые сгоны, которыми радиатор подключен к трубам отопления.

Вес одной сборки из 8-10 секций может легко превысить сотню килограммов, поэтому батарею поднимают на торец и малыми «шажками» перекантовывают к месту, где планируется радиатор ремонтировать или просто разобрать.

Если чугунная батарея относительно новая, то достаточно будет площадки с ударостойким покрытием, например, на пол можно уложить лист ДСП. Чтобы разобрать старый чугунный обогреватель, потребуется место, где можно работать с горелкой и тяжелым ломом.



Признаки поломки или «я ничего не трогал»

Отметим несколько возможных причин поломки радиаторов отопления:

  • Радиатор с самого начала был подобран неправильно. В зависимости от того, какой диаметр труб, давление и температура воды в системе, ставят разные типы радиаторов.
  • Ремонт батареи отопления может также быть вызван и тем, что его неправильно подсоединили к трубам отопительной системы.
  • Если центральная система отопления создает жесткие условия для работы. Например, если у теплоносителя повышена кислотность, а также наблюдаются резкие перепады давления – это приводит к тому, что металл переживает электростатическую или электрохимическую коррозию.
  • Если теплоноситель плохого качества, то он будет формировать налет на стыках секций батарей и в местах, где крепятся трубы.
  • Некачественный теплоноситель также будет засорять радиаторы и трубы – это повлечет за собой частую необходимость их промывки.

течет батарея отопления что делать

Налет в трубах отопительной системы

  • Межсекционные прокладки могут протереться, а резьбовые ниппели – разрушиться. Поэтому нужно регулярно менять прокладки между секциями.
  • Щелчки в батарее отопления – не обязательно поломка, однако при их появлении нужно вызвать мастеров, возможно, потребуется звукоизоляция батарей отопления. Так как то, что шумит радиатор отопления, может вызвать дискомфорт или стать причиной его поломки.

Теперь обозначим основные признаки того, что вашим батареям требуется тщательный осмотр и ремонт в дальнейшем или срочно:

Ремонт труб отопления

  • Когда отопительный сезон в разгаре в прямом смысле слова, в помещениях вдруг стало заметно холоднее, то есть, батарея отопления не греет.
  • На стыках и в местах крепления появился налет, это может вызвать то, что в дальнейшем не работает радиатор отопления.
  • Появилась течь батареи отопления или лопнул радиатор отопления.

Если ваши батареи уже старше вас – лучше заменить их, потому что, скорее всего, постоянный ремонт батареи отопления своими руками вам обеспечен. Ведь современные модели будут более эффективными, так как их теплопроводность выше: в помещениях станет теплее, траты на отопление станут меньше. Помимо этого, новые батареи будут более красивыми.

протечка батареи отопления

Старую батарею иногда проще поменять чем ремонтировать

Если заменить батареи нет возможности, то вам предстоит ремонт радиатора отопления своими руками, и как можно скорее. Лучше всего – будь то проблема, как устранить течь батареи отопления, или вы просто пока слышите шум в батареях отопления, незамедлительно обратиться к специалистам, которые произведут профессиональную диагностику.

Необходимые инструменты

Разобрать чугунный корпус голыми руками не получится, без инструмента батарею можно разбить кувалдой или расколоть при неаккуратном обращении и падении на пол. Для работы потребуется как минимум четыре вида оборудования:

  • Специальный ключ с четырехгранной головкой для выкручивания ниппелей;
  • Накидной ключ для выворачивания пробок-заглушек;
  • Болгарка с отрезными кругами;
  • Газовая горелка с редуктором и баллоном.

Как разобрать старую чугунную батарею

Ключи для ниппелей
Кроме того, потребуется тяжелый слесарный молоток, зубило, пакля, керосин или тормозная жидкость. Все это нужно будет для того, чтобы постараться разобрать секции с минимальным ущербом. При переборке старых батарей пробки и ниппеля все равно подлежат замене, так что иногда проще их вырезать, чем пытаться вывернуть.

Как разобрать новый чугунный радиатор отопления

Проще и быстрее всего размонтировать относительно новую батарею. Если корпус еще не устанавливался в систему отопления или использовался максимум один сезон, то шансы разобрать секцию чугунного радиатора без использования хитрых приемов и инструментов достаточно велики.

В первую очередь потребуется отвернуть заглушки, обычно они стоят с левого торца чугунного корпуса батареи. Разобрать пробки можно обычным копчиковым ключом, при условии, что длина рукояти инструмента составляет не менее 70 см.

Важно! Разбирать даже новую чугунную батарею, смонтированную на трубах отопления, не следует, максимум, что можно сделать, это отвернуть пробки. В противном случае можно легко повредить радиатор, например, расколоть ниппель.

Как разобрать старую чугунную батарею

Повернуть можно только рычагом

Чтобы разобрать секции, пробку придется снимать в обязательном порядке. Так как заглушки всегда имеют левую резьбу, то отворачивать придется по часовой стрелке.

Для того чтобы демонтировать секцию, нужно будет поставить радиатор на боковой торец. Далее действуем в следующем порядке:

  • После снятия пробок через отверстия будут видны первые ниппеля;
  • Оба ниппеля выворачиваем против часовой стрелки;
  • Верхняя секция поднимается, и ее можно будет снять руками.

Разобрать чугунную батарею, прослужившую хотя бы один сезон, сложнее. Из-за того, что чугунные детали прикипают друг к другу. Для новых секций под пробки и на соединениях наматывают ткань или хлопчатобумажный шнур, пропитанный тормозной жидкостью. Через сутки радиатор можно будет разобрать без особых усилий.

После завершения разборки жидкость нужно будет вымыть моющим средством, иначе при обратной сборке уплотняющие прокладки могут быстро выйти из строя.

Как разобрать старую чугунную батарею

После выворачивания заглушки

Ремонт чугунных батарей

Поскольку эта разновидность отопительных приборов устанавливалась в советские времена, то ремонт чугунных батарей отопления часто затруднен. Это связано с тем, что выкрутить заглушки нелегко. Чтобы разобрать соединение, место стыка нужно хорошо прогреть, ведь в те времена для герметизации использовали веревку, пропитанную краской. С течением времени соединения затвердели, поэтому нагревание поможет размягчить уплотнитель.

ремонт чугунных батарей

Незначительные течи чугунных радиаторов устраняют следующим образом:

  • для закрытия свища используют хомут или резиновую ленту, которой обматывают трубу несколько раз;
  • с небольшими отверстиями легко справится холодная сварка (достаточно приложить к поврежденному месту кусок хорошо размятого материала);
  • можно смочить бинт в эпоксидном клее и хорошо обмотать поврежденный участок (течь прекратится, когда клей схватится);
  • для быстрого устранения течи можно использовать влагостойкий герметик.

Все перечисленные методы ремонта являются временными мерами, которые помогут продержаться до приезда специалистов. Мастера заварят отверстие либо полностью заменят радиатор.

Совет! Чтобы чугунный радиатор прослужил как можно дольше, регулярно его окрашивайте. Только делайте это в неотопительный сезон, предварительно сняв старый слой краски и обезжирив поверхность.

Как разобрать старый чугунный радиатор

Наибольшее количество проблем возникает при разборке чугунных радиаторов отопления, прослуживших не один десяток лет. Чугун исправно служит и практически не изнашивается при контакте с теплоносителем, но из-за большого количества ржавчины и грязи, выпадающих на внутренней поверхности, эффективность теплоотдачи падает в разы. В идеале такую систему можно разобрать, промыть и установить на место. Один из способов разобрать старые чугунные батареи приведен на видео:

Демонтаж батареи

К сожалению, разобрать сгоны-муфты, на которых чугунная батарея подключена в систему отопления, с помощью копчиковых ключей или любым другим инструментом в домашних условиях явно не получится.

В теории существуют вибрационные электрические машины, способные разбирать прикипевшую и приржавевшую сантехническую арматуру, но в обиходе найти такой аппарат сложно. Профессионалы выжигают муфты паяльной лампой или газовой горелкой. Примерно в половине случаев сгоны удается отвернуть и разобрать, в остальных случаях трубы приходится резать болгаркой.

Как снять пробки

Для того чтобы размонтировать секции, необходимо получить доступ к ниппелям. Для этого батарею выносят в безопасное место и выжигают заглушки пропановой горелкой.

Как разобрать старую чугунную батарею

Греть нужно 5-10 минут

Для того чтобы отвернуть пробку, нужно греть именно ее корпус, а не секции. Металл должен разогреться докрасна, только в этом случае выгорает уплотнитель и грязь. Не дожидаясь, пока чугун остынет, на шестигранную основу заглушки накидывают ключ и с помощью ломика выкручивают ее из тела секции.

Как разобрать старую чугунную батарею

Накидной ключ

Как вывернуть ниппеля

Наиболее сложный этап во всей процедуре разборки батареи. Ниппеля можно вывернуть через открывшиеся отверстия, или разрезать секцию на две части, как на видео:

Все зависит от того, насколько старый чугун, и как долго эксплуатировались радиаторы.

Как разобрать старую чугунную батарею

Разрезанные секции

В худшем случае разобрать корпус с помощью ключа не удается. В такой ситуации приходится разрезать с помощью болгарки место соединения секций. Если резать аккуратно и тонким кругом, то «щеки» секций не пострадают. Будет удалено уплотнение и прорезан корпус резьбовой вставки.

В этом случае внутри секций останутся куски ниппеля, которые можно надрезать ножовкой по металлу и выбить из корпуса с помощью зубила и молотка. Жалеть вставки не следует, это расходный материал и подлежит замене в любом случае.

Ремонт радиаторов из чугуна

Своими руками выполнить ремонт чугунных батарей отопления не так просто. Это связано не только с внушительным весом прибора, но и с тем, что эта разновидность батарей устанавливалась еще в советские времена. Выкрутить заглушки из таких устройств очень тяжело. Для этого место соединения хорошо прогревают, потому что в качестве уплотнителя в прошлом столетии применяли веревку, смоченную краской. Только нагревание сможет размягчить затвердевший уплотнитель.

ремонт радиаторов из чугуна

Если лопнула чугунная батарея, как отремонтировать, мы расскажем дальше.

Незначительные трещинки и свищи в агрегатах из чугуна ремонтируют одним из следующих способов:

  • Чтобы закрыть свищ, используют специальный хомут. Вместо него место повреждения можно обмотать несколько раз резиновой лентой.
  • Небольшие отверстия заделывают холодной сваркой. Для этого размятый материал прикладывают к поврежденному участку.
  • Если пропитать бинт эпоксидным клеем и обмотать поврежденное место, то можно устранить течь. Она прекратится после схватывания клея.
  • Незначительные дефекты можно заделать влагостойким герметиком.

Все способы, приведенные выше, являются временными мерами, которые позволяют предотвратить течь до приезда мастера. Только специалисты могут полностью заменить радиатор или надежно заварить отверстие.

Совет! Для продления срока службы чугунной батареи ее нужно регулярно окрашивать. Желательно эта делать после отключения отопления. Старый слой краски необходимо снять, а поверхность обезжирить.

Сборка чугунного радиатора отопления

Перед сборкой в первую очередь необходимо на всех секциях очистить резьбу от следов паковального материала и джута. Для этого можно использовать металлическую щетку, керосин и ветошь.

Качество резьбы обязательно проверяется пробным заворачиванием новых ниппелей и заглушек. Порядок сборки приведен на схеме.

Как разобрать старую чугунную батарею

Перед сборкой каждый стакан обрабатывается Циатимом или графиткой, оборачивается джутовой паклей и вворачивается в тело регистра на один виток резьбы.

Как разобрать старую чугунную батарею

Собирать нужно только на столе

Сверху устанавливают уплотнительное кольцо, следующий регистр батареи и выравнивают по оси. После чего можно заворачивать ключом. Если резьба «не идет», то лучше разобрать и попытаться установить причину. Сборка выполняется с минимальным усилием.

Источник

Как осуществить ремонт радиаторов отопления?

Начался отопительный сезон и выяснилось, что радиаторы отопления у вас в квартире нуждаются в срочном ремонте. Хорошо, если обошлось без залитых кипятком полов и разъяренных соседей. Но приятного в ремонте батарей отопления все равно немного. Мало того, что вам придется на какое-то время расстаться с теплом и комфортом, вам также придется лишить этого самого тепла и комфорта ваших соседей по стояку.

Лучше всего осуществлять ремонт радиаторов отопления, когда отопительный сезон закончился или еще не начался. Однако как это часто бывает, за ворохом других дел мы откладываем профилактический ремонт радиаторов отопления на потом и забываем сделать это своевременно. Поэтому приходится сталкиваться с необходимости ремонта в период, когда по трубам системы отопления циркулирует горячая вода.

Осуществление ремонта радиаторов в отопительный сезон требует максимальной оперативности, продуманности и дипломатичности, чтобы провернуть это дело с минимальными дискомфортом, потерями средств и нервотрепкой. Для этого вам потребуется правильный расчет, подготовленность, а также навыки дипломата, чтобы суметь договориться с соседями.

Виды радиаторов отопления

Если у вас прорвало батарею, то единственно правильное решение, пожалуй – это заменить ее на новую. Тут может быть полезно знать, что вообще предлагает рынок. Радиаторы могут различаться по материалу, из которого они изготовлены, например: чугун, алюминий, сталь или биметалл.

  • Чугунные радиаторы – это самый старый и узнаваемый тип радиатора. Они имеют высокий запас прочности и надежности, но долго нагреваются и остывают. Производятся только секционные чугунные радиаторы.
  • Алюминиевые радиаторы отопления сочетают в себе ряд положительных качеств: эстетичный вид, высокую теплоотдачу, небольшой вес. Но они имеют и существенные недостатки, а именно — чувствительность к качеству теплоносителя и подверженность повреждениям при гидроударах. Кроме того, при использовании химических примесей в теплоносителе, алюминиевые радиаторы могут выделять водород, что может привести к взрыву. Ремонт алюминиевых радиаторов отопления, испорченных водой с высокой кислотностью, невозможен. Поэтому их рекомендуется устанавливать там, где ведется постоянный контроль качества теплоносителя.
  • Стальные радиаторы бывают панельными и трубчатыми. Это очень популярный тип радиаторов из-за богатого модельного ряда, а также небольшого веса и высокой теплоотдачи. Несмотря на то, что они рассчитаны на высокое давление трубах, их нельзя использовать в многоэтажных домах по причине их высокой подверженности коррозии.
  • Биметаллические радиаторы сочетают качества радиаторов из других материалов. Они имеют внутренние поверхности из металлов, устойчивых к коррозии, которые заключены в алюминиевый корпус, отвечающий за хорошую теплоотдачу. Они имеют приятный внешний вид, небольшой вес и рассчитан на высокое давление. Основным недостатком является их высокая стоимость.

Устройство отопительной системы

В большинстве современных многоквартирных домов функционирует централизованная система отопления. Следовательно, подключение батарей отопления к централизованному теплоснабжению осуществляется способами, которые были спроектированы еще тогда, когда строился ваш дом. Подключения бывают двух типов:

  • Однотрубное;
  • Двухтрубное.

У каждой системы есть свои преимущества и недостатки. Но в целом по России преобладает однотрубная система подключения радиаторов отопления в многоквартирных домах. Такая схема при ряде недостатков позволяла сократить издержек на строительстве жилья. К недостаткам можно отнести следующее:

  • Такие системы не предусматривают наличие стояков отвода отработанной воды.
  • Самым большим отличием однотрубной системы отопления является последовательное соединение радиаторов. Такая схема не позволяет осуществлять регулировку нагрева отдельного радиатора. Другими словами, при регулировке одного радиатора отопления соответствующие изменения будут происходить и в других радиаторах в вашей квартире. Например, вы решили, что у вас слишком жарко в зале, и подкрутили вентиль — в других комнатах температура также начнет падать.
  • Еще одним серьезным недостатком является необходимость поддержания более высокого давления в трубах – это повышает риск возникновения протечек или повреждений труб и/или батарей.

В то же время у такой системы есть и свои преимущества, в числе которых можно выделить простоту, экономичностью и надежность в то же время. Технический прогресс не стоит на месте, появились новые, современные технологии и приборы, которые позволяют избавляться от недостатков, присущих такой схеме. Современные отопительные системы, в которых используется последовательная подача горячей воды, позволяют понижать температуру в одном радиаторе без понижения температуры во всех последующих.

Системы отопления, использующие двухтрубную схему подключения радиаторов отопления, устроены следующим образом: к радиатору подключаются две трубы – одна для подачи горячей воды, а вторая — для отвода отработанной воды. Вода, которая охлаждается в радиаторе, не направляется в другой радиатор, а выводится обратно в отопительный котел по трубопроводу обратной подачи. Результатом такой компоновки является то, что температура на входе в каждый радиатор будет примерно одинаковой температуры, что позволяет применять радиаторы одного размера. У двухтрубных систем нет недостатков, присущих однотрубным системам.

Двухтрубная система может использоваться с термостатическими вентилями, что позволяет поддерживать заданную температуру в помещении в автоматическом режиме.

Конструкция радиаторов отопления

Конструкция радиаторов отопления

Вполне возможно, что в процессе ремонта старых радиаторов отопления вы заходите сменить старые радиаторы на новые.

Можно выделить четыре основных вида конструкций радиаторов: секционные, монолитные, трубчатые и панельные радиаторы. Если говорить о них более подробно, то:

  • Секционные радиаторы – это отопительные приборы, собранные из отдельных однотипных секций. Они крепко соединены друг с другом. Каждая секция имеет внутренний канал, по которому движется горячая вода, а корпус, имеющий ребра, излучает тепло и нагревает воздух в комнате. В настоящее время это наиболее распространенный тип радиаторов.
  • Монолитные радиаторы могут быть очень похожими на своих секционных собратьев. Однако в отличие от секционных, эти радиаторы не имеют отделяемых секций. Преимуществом такой конструкции является способность выдерживать высокое давление.
  • Основным отличием трубчатых радиаторов является отсутствие объединяющего корпуса, поскольку теплоноситель циркулирует по трубам, составляющим корпус радиатора. Такая конструкция позволяет изготавливать радиаторы отопления нестандартных размеров и форм. Это дает возможность реализовывать новые решения в дизайне помещения.
  • Свойством панельных радиаторов является то, что теплоноситель движется в пространстве внутри панели, изготовленной из двух сваренных между собой металлических пластин. Эта конструкция является недорогой, легкой и компактной. Однако такие радиаторы плохо переносят перепады давления и могут выйти из строя очень быстро.

Ремонт любых радиаторов отопления чаще всего будет заключаться в их замене на новые.

Ремонт радиатора отопления

опрессовка радиаторов отопления

Ремонт и замена радиатора производится следующим образом:

  • Подготовить необходимый инструмент
  • Перекрыть подачу теплоносителя
  • Опорожнить стояк (слить воду, если она используется в качестве теплоносителя)
  • Демонтировать старый радиатор
  • Сделать разметку для крепления нового радиатора
  • Установить кронштейны и установить новый радиатор на место
  • Выкрутить из радиатора все заглушки
  • Подсоединить байпас, оборудованный вентилем (необходим только при однотрубном подключении)
  • Подсоединяем новый радиатор к системе при помощи сгонов, при этом нужно герметизировать стыки при помощи уплотнителя

После этого можно считать монтаж завершенным. Однако еще необходима опрессовка. Для этого лучше вызвать сантехника, поскольку вам потребуются как специфический опыт, так и специальный аппарат, который просто нет смысла покупать.

Видео по замене радиатора отопления

Источник

Читайте также:  Sira Радиаторы серии Gladiator