Дипломная работа Ремонт радиатора



Дипломная работа: Ремонт радиатора

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправного, или работоспособного состояния ресурса и обеспечения безопасности работы автомобиля и его составных частей.

Данная тема "Ремонт радиатора" достаточно актуальна на современном этапе. Радиатор является важным составным элементом системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В процессе эксплуатации в результате коррозии и механических повреждений нарушается герметичность трубок сердцевины радиатора. Устранения такого дефекта ежегодно требуют до 10% парка машин в зависимости от их возраста.

Восстановление работоспособности машин, имеющих течь охлаждающей жидкости в радиаторе, в настоящее время осуществляется либо заменой всего радиатора, либо пайкой трубок в месте течи, либо заглушкой трубок, имеющих дефекты.

Основным недостатком ремонта радиатора с применением пайки является то, что его можно использовать только в том случае, если точно определено место течи и оно доступно для пайки. Заглушать трубки возможно только у разборных радиаторов. Устранение течи в трубках с помощью специальных препаратов, заливаемых в систему охлаждения, позволяет лишь временно восстановить работоспособность машин.

В связи с этим, разработка технологии ремонта радиатора является актуальной и современной задачей. Цель письменной экзаменационной работы состоит в систематизации научных и практических знаний в области эксплуатации и ремонта радиатора, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта радиатора, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности. Основными задачами написания работы являются:

Источник

Ремонт радиатора системы охлаждения

Ра­ди­а­тор слу­жит для ох­ла­ж­де­ния жид­ко­сти, по­сту­па­ю­щей из дви­га­те­ля и цир­ку­ли­ру­ю­щей по труб­кам, об­ра­зу­ю­щим его серд­це­ви­ну. В раз­лич­ных кон­ст­рук­ци­ях труб­ки мо­гут быть рас­по­ло­же­ны:

Ремонт радиатора охл 1.jpg

Ремонт радиатора охл 2.jpg

. или го­ри­зон­таль­но,
но в лю­бом слу­чае обе их сто­ро­ны гер­ме­тич­но за­кре­п­ле­ны в верх­нем и ниж­нем (или ле­вом и пра­вом) бач­ках. Мно­го­чис­лен­ные тон­кие пла­стин­ки, ус­та­но­в­лен­ные пер­пен­ди­ку­ляр­но труб­кам, слу­жат для уси­ле­ния их ох­ла­ж­де­ния встреч­ным по­то­ком воз­ду­ха при дви­же­нии ав­то­мо­би­ля и (или) со­з­да­ва­е­мо­го вен­ти­ля­то­ром.
Ма­те­ри­а­лы для из­го­то­в­ле­ния ра­ди­а­то­ров долж­ны иметь вы­со­кую те­п­ло­про­вод­ность. Рань­ше (до 90-х го­дов про­шло­го ве­ка) труб­ки и бач­ки из­го­та­в­ли­ва­лись, как пра­ви­ло, из ла­ту­ни и со­еди­ня­лись пай­кой 1 . В на­сто­я­щее вре­мя для сни­же­ния сто­и­мо­сти и ве­са ра­ди­а­то­ров на лег­ко­вых ав­то­мо­би­лях в ос­нов­ном при­ме­ня­ют алю­ми­ни­е­вые труб­ки и бач­ки, со­сто­я­щие из пла­ст­мас­со­во­го кор­пу­са с алю­ми­ни­е­вым до­ныш­ком. В этом слу­чае гер­ме­ти­за­цию со­еди­не­ния тру­бок с до­ныш­ка­ми бач­ков осу­ще­ст­в­ля­ют с по­мо­щью ре­зи­но­вых уп­лот­не­ний или спе­ци­аль­ной пай­кой, воз­мож­ной толь­ко в за­во­дских ус­ло­ви­ях. Ба­чок со­би­ра­ет­ся пу­тем за­валь­цов­ки края до­ныш­ка на бур­тик кор­пу­са, при этом гер­ме­тич­ность сты­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся ре­зи­но­вой про­клад­кой.
Ус­ло­вия ра­бо­ты ра­ди­а­то­ров оп­ре­де­ля­ют­ся тем, что по­с­ле пу­с­ка дви­га­те­ля ох­ла­ж­да­ю­щая жид­кость мо­жет на­гре­вать­ся без ки­пе­ния до 120°С, так как да­в­ле­ние в за­кры­той си­с­те­ме вы­ше ат­мо­сфер­но­го. Пос­ле ос­та­нов­ки дви­га­те­ля и ос­ты­ва­ния жид­ко­сти да­в­ле­ние в си­с­те­ме ста­но­вит­ся ни­же ат­мо­сфер­но­го. Тон­ко­стен­ные де­та­ли при этом под­вер­га­ют­ся как тер­ми­че­ской, так и ме­ха­ни­че­ской на­груз­ке. В этих ус­ло­ви­ях ус­ко­ря­ют­ся про­цес­сы кор­ро­зии, при­во­дя­щие к ос­лаб­ле­нию де­та­лей и со­еди­не­ний, а в ко­неч­ном ито­ге к их по­вре­ж­де­нию.
На­и­бо­лее ха­ра­к­тер­ные не­ис­прав­но­сти ра­ди­а­то­ров обыч­ных кон­ст­рук­ций, при­во­дя­щие к утеч­кам ох­ла­ж­да­ю­щей жид­ко­сти:

  • раз­гер­ме­ти­за­ция со­еди­не­ний тру­бок с бач­ка­ми;
  • по­вре­ж­де­ние швов на труб­ках;
  • тре­щи­ны и про­бо­и­ны в бач­ках, в том чис­ле на па­т­руб­ках и за­лив­ной гор­ло­ви­не;
  • по­вре­ж­де­ние ре­зи­но­вых уп­лот­не­ний.

Кро­ме то­го, при ава­ри­ях и столк­но­ве­ни­ях ра­ди­а­то­ры, рас­по­ло­жен­ные в пе­ред­ней ча­с­ти ав­то­мо­би­ля, ча­с­то по­лу­ча­ют раз­лич­ные ме­ха­ни­че­ские по­вре­ж­де­ния.

УС­Т­РА­НЕ­НИЕ УТЕ­ЧЕК

Ес­ли об­на­ру­жи­лась не­зна­чи­тель­ная утеч­ка, а ее ме­с­то не уда­ет­ся об­на­ру­жить или оно не­до­с­туп­но, то в ох­ла­ж­да­ю­щую жид­кость мож­но до­ба­вить од­ну из спе­ци­аль­ных при­са­док, пред­на­зна­чен­ных для этой це­ли.
Та­кие ве­ще­ст­ва мо­гут быть жид­ки­ми или по­рош­ко­об­раз­ны­ми 2 и ча­с­то на­зы­ва­ют­ся «гер­ме­ти­ки ра­ди­а­то­ра» 3 . Их не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать в со­от­вет­ст­вии с ин­ст­рук­ци­ей. Ес­ли на дан­ную при­сад­ку ни­ка­ко­го опи­са­ния нет, ее луч­ше не при­ме­нять.</h2> Как пра­ви­ло, по­с­ле до­ба­в­ле­ния сред­ст­ва в ох­ла­ж­да­ю­щую жид­кость не­об­хо­ди­мо за­ве­с­ти дви­га­тель и дать ему по­ра­бо­тать на хо­ло­стом хо­ду 10–15 ми­нут или про­ехать 10–15 км – течь долж­на пре­кра­тить­ся 4 . Ес­ли нет – тре­бу­ет­ся бо­лее серь­ез­ный ре­монт.</h2> От­ри­ца­тель­ные по­с­лед­ст­вия от при­ме­не­ния гер­ме­ти­зи­ру­ю­щих при­са­док, осо­бен­но при их пе­ре­до­зи­ров­ке или не­пра­виль­ном ис­поль­зо­ва­нии, за­клю­ча­ют­ся в том, что в си­с­те­ме ох­ла­ж­де­ния об­ра­зу­ют­ся сгу­ст­ки, ко­то­рые мо­гут за­ку­по­рить ка­на­лы в уз­ких и пло­хо про­ка­чи­ва­е­мых ме­с­тах (на­при­мер, ра­ди­а­тор ото­пи­те­ля са­ло­на).
В свя­зи с этим по­с­ле при­ме­не­ния «гер­ме­ти­ка ра­ди­а­то­ра» не­об­хо­ди­мо тща­тель­но про­мыть си­с­те­му, же­ла­тель­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных пре­па­ра­тов.

РЕ­МОНТ ПО­ЛИ­МЕРА­МИ

Ис­поль­зо­ва­ние кле­ев и гер­ме­ти­ков по­з­во­ля­ет со­еди­нять пра­к­ти­че­ски лю­бые ма­те­ри­а­лы. На­деж­ность ре­мон­та по­вы­ша­ет­ся при на­кла­ды­ва­нии на ме­с­то по­вре­ж­де­ния за­плат или бан­да­жа 5 . Ре­зуль­тат за­ви­сит не столь­ко от свойств по­ли­мер­но­го ма­те­ри­а­ла, сколь­ко от ка­че­ст­ва под­го­тов­ки по­верх­но­сти и со­блю­де­ния тех­но­ло­гии скле­и­ва­ния.
Сви­щи и не­боль­шие про­бо­и­ны (до од­но­го сан­ти­мет­ра в диа­мет­ре) за­де­лы­ва­ют, ис­поль­зуя раз­лич­ные клеи-шпат­лев­ки (в оби­хо­де – «хо­лод­ные свар­ки»). Они вы­пу­с­ка­ют­ся в ви­де не­боль­ших ци­лин­д­ри­че­ских бло­ков и внеш­не по­хо­жи на пла­сти­лин, толь­ко сло­е­ный. Же­ла­тель­но ис­поль­зо­вать ма­те­ри­а­лы, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ные для ре­мон­та ра­ди­а­то­ров. От бло­ка по­пе­рек его оси от­ре­за­ют ку­со­чек не­об­хо­ди­мой тол­щи­ны и раз­ми­на­ют ру­ка­ми. Ма­те­ри­ал при этом на­гре­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся бо­лее пла­стич­ным. Ес­ли это пре­д­у­смо­т­ре­но ин­ст­рук­ци­ей, паль­цы ру­ки пред­ва­ри­тель­но сма­чи­ва­ют во­дой для уст­ра­не­ния на­ли­па­ния. За­го­тов­ке из клея-шпат­лев­ки ре­ко­мен­ду­ет­ся при­дать ко­ни­че­скую фор­му и вда­вить ее ост­ри­ем ко­ну­са впе­ред в от­вер­стие. За­тем вы­сту­па­ю­щую часть об­ра­зо­вав­шей­ся за­глуш­ки раз­ров­нять по по­верх­но­сти ре­мон­ти­ру­е­мой де­та­ли и при­жать. Де­лать это на­до бы­ст­ро, так как жи­ву­честь ма­те­ри­а­ла (вре­мя ис­поль­зо­ва­ния до на­ча­ла от­вер­жде­ния) не­ве­ли­ка, все­го не­сколь­ко ми­нут. Пос­ле ус­та­нов­ки за­глуш­ку не­об­хо­ди­мо удер­жи­вать при­жа­той к ре­мон­ти­ру­е­мой де­та­ли в те­че­ние вре­ме­ни, не­об­хо­ди­мо­го для пред­ва­ри­тель­но­го схва­ты­ва­ния 6 . Для боль­шин­ст­ва «твер­дых сва­рок» оно со­ста­в­ля­ет ве­ли­чи­ну от 2 до 4 ми­нут.
Тре­щи­ны у ос­но­ва­ния па­т­руб­ков в не­ко­то­рых слу­ча­ях мож­но за­де­лать с ис­поль­зо­ва­ни­ем «хо­лод­ной свар­ки», удер­жи­вая ее при от­вер­жде­нии при­жа­той по всей ок­руж­но­сти с по­мо­щью бан­да­жа. С этой це­лью ис­поль­зу­ют, на­при­мер, ко­рот­кие от­рез­ки (коль­ца) из ме­тал­ли­че­ских или пла­ст­мас­со­вых тру­бок (же­ла­тель­но тон­ко­стен­ных) с вну­т­рен­ним диа­мет­ром на 5–10 мм боль­ше, чем у па­т­руб­ка в ме­с­те по­вре­ж­де­ния. Ме­ж­ду бан­даж­ной труб­кой и па­т­руб­ком по всей ок­руж­но­сти плот­но на­би­ва­ют и удер­жи­ва­ют до от­вер­жде­ния не­об­хо­ди­мое ко­ли­че­ст­во пред­ва­ри­тель­но хо­ро­шо раз­мя­той «хо­лод­ной свар­ки». Бан­даж­ная труб­ка долж­на иметь вы­со­ту, не со­з­да­ю­щую по­мех для по­с­ле­ду­ю­щей ус­та­нов­ки во­дя­но­го шлан­га на па­т­ру­бок.
Пос­ле окон­ча­тель­но­го от­вер­жде­ния, ко­то­рое про­ис­хо­дит при­мер­но че­рез 24 ча­са, клеи-шпат­лев­ки об­ла­да­ют столь вы­со­кой проч­но­стью, что не кро­шат­ся при ме­ха­ни­че­ской об­ра­бот­ке.
Боль­шие тре­щи­ны и про­бо­и­ны (диа­мет­ром бо­лее сан­ти­мет­ра) за­кры­ва­ют за­пла­та­ми, на­при­мер из сте­к­ло­тка­ни. Их при­кле­и­ва­ют с по­мо­щью спе­ци­аль­ных кле­ев, име­ю­щих жид­кую кон­си­стен­цию, или па­с­то­об­раз­ных кле­ев-гер­ме­ти­ков 7 . Эти ма­те­ри­а­лы бо­лее пла­стич­ны, чем клеи-шпат­лев­ки. В слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти на­клад­ку де­ла­ют двух­слой­ной или да­же мно­го­слой­ной – по­верх за­плат мень­ше­го раз­ме­ра по­с­ле­до­ва­тель­но ус­та­на­в­ли­ва­ют за­пла­ты боль­шей ве­ли­чи­ны. При ре­мон­те тру­бок ра­ди­а­то­ра, за­лив­ных гор­ло­вин или па­т­руб­ков ре­мон­ти­ру­е­мое ме­с­то обо­ра­чи­ва­ют сте­к­ло­тка­нью, а при ее от­сут­ст­вии – не­сколь­ки­ми сло­я­ми бин­та (шну­ра), про­пи­тан­но­го кле­ем. Тре­щи­ны боль­шой дли­ны (свы­ше 10–15 см) тре­бу­ют при­ме­не­ния ме­тал­ли­че­ских на­кла­док, за­кре­п­ля­е­мых на по­вре­ж­ден­ном ме­с­те раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, на­при­мер с по­мо­щью вин­тов-са­мо­ре­зов.

Читайте также:  Алюминиевые секционные радиаторы Global VOX

Ремонт радиатора охл 3.jpg

Мно­го­чис­лен­ные мел­кие по­вре­ж­де­ния, об­ра­зо­вав­ши­е­ся, на­при­мер, в ре­зуль­та­те кор­ро­зии и со­сре­до­то­чен­ные в од­ном ме­с­те, гер­ме­ти­зи­ру­ют, ис­поль­зуя клеи-ком­па­ун­ды («жид­кий ме­талл»). Это по­ли­мер­ные ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы на эпо­к­сид­ной ос­но­ве, об­ла­да­ю­щие те­ку­че­стью, до­с­та­точ­ной для за­лив­ки мест по­вре­ж­де­ний.
Один из воз­мож­ных ва­ри­ан­тов ре­мон­та за­клю­ча­ет­ся в том, что за­чи­щен­ное и обез­жи­рен­ное ме­с­то по­вре­ж­де­ния за­ли­ва­ют ком­па­ун­дом и вы­дер­жи­ва­ют до его от­вер­жде­ния. Ра­ди­а­тор пе­ред за­лив­кой ус­та­на­в­ли­ва­ют го­ри­зон­таль­но на под­став­ку. На нее пред­ва­ри­тель­но ук­ла­ды­ва­ют ре­зи­но­вую под­клад­ку, сма­зан­ную тон­ким сло­ем мас­ла для ис­клю­че­ния при­кле­и­ва­ния к ра­ди­а­то­ру.
Тре­щи­ны в пла­ст­мас­со­вых де­та­лях мож­но уст­ра­нить с по­мо­щью кле­ев-рас­пла­вов – тер­мо­пла­стич­ных ма­те­ри­а­лов, раз­мяг­ча­ю­щих­ся при на­гре­ве и за­твер­де­ва­ю­щих при ох­ла­ж­де­нии. Тех­но­ло­гия при­ме­не­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что не­сколь­ко гра­нул та­ко­го клея по­ме­ща­ют на очи­щен­ное осу­шен­ное ме­с­то по­вре­ж­де­ния, а за­тем про­гре­ва­ют па­яль­ни­ком до рас­те­ка­ния и по­лу­че­ния ров­но­го слоя.

ПАЙ­КА И CВАР­КА

Пай­ка ла­тун­ных де­та­лей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся лег­ко­плав­ки­ми при­по­я­ми, на­при­мер, ПОС­Су 25-2, ПОС­Су 30-0,5 и т.д. Тре­щи­ны за­чи­ща­ют и за­па­и­ва­ют, а про­бо­и­ны за­кры­ва­ют под­хо­дя­щи­ми за­пла­та­ми из ли­с­то­вой ла­ту­ни (на­при­мер вы­ре­зан­ны­ми из от­слу­жив­ше­го ра­ди­а­то­ра) и опа­и­ва­ют по пе­ри­мет­ру. Пов­ре­ж­ден­ные труб­ки за­па­и­ва­ют или ме­ня­ют 8 .
Уда­ле­ние де­фект­ной труб­ки или ее ча­с­тей мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся в сле­ду­ю­щем по­ряд­ке:

  • внутрь труб­ки вво­дят на­гре­тый стер­жень со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го диа­мет­ра;
  • по­с­ле раз­мяг­че­ния при­поя труб­ку из­вле­ка­ют из бач­ка вме­сте со стерж­нем;
  • ус­та­на­в­ли­ва­ют и за­па­и­ва­ют но­вую труб­ку.

Ар­го­но­ду­го­вая элек­т­ро­свар­ка де­та­лей про­из­во­дит­ся с при­ме­не­ни­ем в ка­че­ст­ве при­са­доч­но­го ма­те­ри­а­ла спе­ци­аль­ной алю­ми­ни­е­вой сва­роч­ной про­во­ло­ки, на­при­мер Св-АК12 или Св-АК10. Та­кая свар­ка име­ет осо­бен­но­сти и про­во­дит­ся в сре­де инерт­но­го га­за, так как эти ма­те­ри­а­лы:

  • име­ют плохую сва­ри­ва­е­мость из-за об­ра­зо­ва­ния ту­го­плав­кой оки­си алю­ми­ния на по­верх­но­сти де­та­лей;
  • при на­гре­ве скач­ком пе­ре­хо­дят из твер­до­го со­сто­я­ния в жид­кое, ми­нуя пла­стич­ное;
  • име­ют боль­шой ко­эф­фи­ци­ент тер­ми­че­ско­го рас­ши­ре­ния, что при на­гре­ве вы­зы­ва­ет де­фор­ма­ции и силь­ные вну­т­рен­ние на­пря­же­ния, по­э­то­му пе­ред свар­кой де­та­ли про­гре­ва­ют, а по­с­ле свар­ки мед­лен­но ох­ла­ж­да­ют;
  • при пе­ре­гре­ве свы­ше 400°С проч­ность алю­ми­ния рез­ко умень­ша­ет­ся и мо­жет про­изой­ти раз­ру­ше­ние да­же от не­боль­шо­го уда­ра.

В зо­ну свар­ки по­да­ет­ся ар­гон, ко­то­рый на­деж­но за­щи­ща­ет рас­пла­в­лен­ный ме­талл от окис­ле­ния ки­с­ло­ро­дом воз­ду­ха, и свар­ной шов об­ра­зу­ет­ся без пор и ра­ко­вин.
Свар­ка пла­ст­мас­со­вых бач­ков вы­пол­ня­ет­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем в ка­че­ст­ве при­сад­ки ку­соч­ков пла­ст­мас­сы, ана­ло­гич­ной по свой­ст­вам ма­те­ри­а­лу ре­мон­ти­ру­е­мой де­та­ли. На­г­рев и рас­пла­в­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ют на­пра­в­лен­ной стру­ей го­ря­че­го воз­ду­ха или с по­мо­щью па­яль­ни­ка. Края тре­щин пред­ва­ри­тель­но за­свер­ли­ва­ют для пре­дот­вра­ще­ния их даль­ней­ше­го раз­ви­тия.
Га­зо­ди­на­ми­че­ское на­пы­ле­ние на­хо­дит все бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние для тон­ко­стен­ных де­та­лей из алю­ми­ния. В от­ли­чие от га­зо­пла­мен­но­го и плаз­мен­но­го на­пы­ле­ния, а так­же свар­ки этот спо­соб не при­во­дит к пе­ре­гре­ву об­ра­ба­ты­ва­е­мой по­верх­но­сти. По­кры­тие тол­щи­ной 1,0–1,5 мм по­лу­ча­ет­ся за счет то­го, что об­ра­зу­ю­щие его спе­ци­аль­ные по­рош­ки раз­го­ня­ют­ся вме­сте с го­ря­чи­ми га­за­ми до сверх­зву­ко­вой ско­ро­сти, на­пра­в­ля­ют­ся на ре­мон­ти­ру­е­мую де­таль и на­пла­в­ля­ют­ся на ее по­верх­ность.

КОН­Т­РОЛЬ ГЕР­МЕ­ТИЧ­НО­СТИ

Ре­зуль­тат ре­мон­та оп­ре­де­ля­ют, на­ка­чи­вая внутрь ра­ди­а­то­ра воз­дух. Как «под­руч­ное» сред­ст­во мож­но ис­поль­зо­вать раз­ре­зан­ную по­по­лам ка­ме­ру от ве­ло­си­пе­да с вен­ти­лем при­мер­но по­се­ре­ди­не. Од­ной сто­ро­ной ее на­де­ва­ют на вход­ной па­т­ру­бок, дру­гой сто­ро­ной – на вы­ход­ной. За­лив­ную гор­ло­ви­ну (ес­ли она есть) за­кры­ва­ют штат­ной проб­кой, за­тем че­рез вен­тиль ка­ме­ры на­со­сом на­ка­чи­ва­ют воз­дух до по­лу­че­ния из­бы­точ­но­го да­в­ле­ния. За­тем ра­ди­а­тор по­гру­жа­ют в во­ду – при от­сут­ст­вии вы­хо­дя­щих на по­верх­ность пу­зырь­ков воз­ду­ха он счи­та­ет­ся гер­ме­тич­ным.
Этим же спо­со­бом об­на­ру­жи­ва­ют ме­с­та скры­тых сквоз­ных по­вре­ж­де­ний.

Примечания

1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.
8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.

Источник

Организация ТО и ТР с проектом ремонта радиаторов

Введение 4
1 Анализ хозяйственной деятельности ОАО Агрофирма «Старомайнская» Старомайнского района Ульяновской области 5
1.1 Общая характеристика хозяйства 5
1.2 Анализ использования машинно-тракторного парка 10
1.3 Характеристика ремонтной базы хозяйства 13
1.4 Методы восстановления, применяемые в мастерской ОАО Агрофирма «СТАРОМАЙНСКАЯ» 15
1.5 Выводы по анализу хозяйственной деятельности 16
1.6 Цели и задачи дипломного проектирования 17
2 Совершенствование процесса р. Далее читайте на сайте.

Описание работы

Вашему вниманию предлагается ВКР на тему «Совершенствование организации ремонта и технического обслуживания машин в ОАО Агрофирма».

1. Любой из элементов автомобиля имеет свой срок эксплуатации, поэтому радиаторы тоже рано или поздно выходят из строя. Помимо естественного расходования эксплуатационного запаса, который со временем приводит к ремонту радиаторов автомобилей, существуют и другие причины. Самыми распространенными причинами утечки охлаждающей жидкости и, соответственно, поводом для ремонта радиаторов становятся: разгерметизация в местах соединения трубок и бачков, повреждение швов на трубках, трещины в бачках, а также повреждения резиновых уплотнителей. Необходимость в ремонте автомобильных радиаторов зачастую возникает и в случае автомобильной аварии, поскольку радиаторы, которые размещены в передней части машины, нередко претерпевают различные механические повреждения. После аварии может произойти деформация и нарушение герметичности.

2. Естественно, замен. Далее читайте на сайте.

Содержание архива

1. Записка пояснительная;
2. Чертежи:
— Экономические показатели;
— Уголок;
— Ролик каретки;
— Стенд для ремонта радиаторов;
— План ЦРМ;
— Пластина;
— Пружина сжатия;
— Рама манипулятора на А3;
— Ролик А4;
— Опора;
— Палец А4;
— Манипулятор стенда для ремонт. Далее читайте на сайте.

Источник

Ремонт радиатора системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Описание сборочной единицы, анализ конструкции детали и ее дефектация, выбор и обоснование способа восстановления. Составление маршрутно-технологического процесса. Расчет необходимого оборудования. Охрана окружающей среды и правила безопасности.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.02.2014

Ремонт радиатора системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправного, или работоспособного состояния ресурса и обеспечения безопасности работы автомобиля и его составных частей.

Тема ремонт радиатора достаточно актуальна на современном этапе. радиатор является важным составным элементом системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В процессе эксплуатации в результате коррозии и механических повреждений нарушается герметичность трубок сердцевины радиатора. Устранения такого дефекта ежегодно требуют до 10% парка машин в зависимости от их возраста.

Читайте также:  Купить радиатор охлаждения БМВ Е92

Восстановление работоспособности машин, имеющих течь охлаждающей жидкости в радиаторе, в настоящее время осуществляется либо заменой всего радиатора, либо пайкой трубок в месте течи, либо заглушкой трубок, имеющих дефекты.

Основным недостатком ремонта радиатора с применением пайки является то, что его можно использовать только в том случае, если точно определено место течи и оно доступно для пайки. Заглушать трубки возможно только у разборных радиаторов. Устранение течи в трубках с помощью специальных препаратов, заливаемых в систему охлаждения, позволяет лишь временно восстановить работоспособность машин. в данном проекте разработан медницко-радиаторный участок по ремонту радиаторов системы охлаждения двигателя, а также масляных радиаторов.

1. Расчетно-технологическая часть

1.1 Описание сборочной единицы

У каждого современного автомобиля в моторном отсеке находится два главных радиатора, которые несут в себе функции охлаждения: первый — основной радиатор, он же радиатор охлаждения двигателя, и второй — конденсор (радиатор кондиционера). Рассмотрим устройство и принцип действия радиатора охлаждения двигателя. Существует два вида охлаждения двигателя внутреннего сгорания: воздушное и водяное (жидкостное) охлаждение. Воздушное охлаждение используется только на маломощных двигателях и обладает множеством недостатков. Такое охлаждение используется на некоторых мотоциклах и мопедах. Наибольшую популярность за счёт своей эффективности получила водяная (жидкостная) система охлаждения двигателя, которой оснащен каждый современный автомобиль.

Основной частью системы двигателя является радиатор охлаждения (рисунок 1). радиатор охлаждения предназначен для поддержания рабочей температуры двигателя, которая находиться в пределах от 58 д0 100 0 С (в зависимости от типа двигателя), и предотвращения его перегрева. При превышении рабочей температуры двигателя наступает перегрев, что приводит к заклиниванию двигателя и, как следствие, к его капитальному ремонту. Принцип действия системы охлаждения заключается в следующем. При помощи жидкостного насоса охлаждающая жидкость циркулирует по кругу и омывает горячие стенки цилиндров и головки блока, тем самым отводит тепло от нагревшихся деталей двигателя. Затем горячая жидкость поступает в радиатор охлаждения и отдает тепло в окружающую среду. Далее уже остывшая охлаждающая жидкость повторяет цикл. Радиатор охлаждения — это теплообменник или, иными словами, автомобильный радиатор является устройством для охлаждения жидкости. Для наиболее эффективного теплообмена перед двигателем устанавливают вентилятор радиатора охлаждения, который нагнетает поток воздуха на поверхность радиатора, тем самым ускоряя процесс теплообмена.

Вентилятор радиатора охлаждения включается термодатчиком при

повышении рабочей температуры двигателя. В зависимости от типа и объема двигателя вентиляторы радиатора охлаждения бывают двух видов: одновентиляторные и двухвентиляторные.

Радиатор охлаждения и конденсор устанавливаются в передней части автомобиля, непосредственно перед двигателем. Это показано на рисунке 1.

а — устройство; б — трубчато-пластинчатая сердцевина, в-трубчато-ленточная сердцевина; 1 — боковая стойка; 2 — пароотводная трубка; 3 — пробка; 4 — верхний бачок; 5 — резиновая подушка крепления радиатора; 6 — нижний бачок; 7 — теплорассеиваюшая сердцевина.

Рис. 1. Радиатор системы охлаждения

1.2 Анализ конструкции детали

Радиатор системы охлаждения изготавливают из следующих материалов: верхние и нижние бачки — латунь Л62; трубки — латунь Л90; охлаждающие пластины — медь МЗ; каркас — сталь Ст3. Бачки масляных радиаторов изготавливают из стали 08, охлаждающие трубки из латуни Л90.

1.3 Дефектация детали

Технологический процесс, который носит название дефектация, служит для оценки технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности. В ходе этого процесса производится проверка соответствия деталей техническим требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт или в руководствах по ремонту, при этом применяется сплошной контроль, т.е. контроль каждой детали.

Дефектация детали — это также инструментальный и многостадийный контроль. Для последовательного изъятия невосстанавливаемых деталей из общей массы применяют следующие надлежащие стадии выявления деталей:

· с явным неустранимыми дефектами — визуальный контроль;

· со скрытыми неустранимыми дефектами — неразрушающий контроль;

· с неустранимыми геометрическими параметрами — измерительный контроль.

1.4 Выбор и обоснование способа восстановления

Радиатор может иметь следующие дефекты: пробоины, вмятины или трещины на бачках, обломы и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, помятость и обрыв охлаждающих пластин, повреждение охлаждающих трубок, отложение накипи. При невозможностях устранения не герметичности узла, радиатор выбраковывается.

Радиатор требующий ремонта, разбирают: отпаивают контрольную трубку, пластины крепления, верхний и нижний бачки. Сердцевину и бачки погружают в ванну с 5%-ным раствором каустической соды, нагретой до температуры 60-80 ?0 С, и выдерживают до полного растворения накипи, после чего промывают горячей водой.

Трещины запаивают, пайку латунных деталей радиатора ведут припоями ПОССу 20-0,5 или ПОССу 30-0,5.

Поврежденные охлаждающие трубки запаивают. В радиаторах ЯМЗ-236 допускается запайка не более 10% трубок. Трубки пайка которых затруднена, заменяют новыми. Удаление старой трубки и установку новой осуществляют в такой последовательности: внутрь дефектной трубки вводят нагретый стержень и затем вынимают ее плоскогубцами после размягчения припоя вместе со стержнем. Новую трубку устанавливают в обратном порядке. Концы установленной трубки развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Пайка замененных трубок может осуществляться паяльником или погружением в припой. В этом случае сердцевину радиатора сначала протравливают в ванне с соляной кислотой в течении 3 — 5 минут (глубина погружения трубок 10 — 15 мм), а затем погружают в раствор хлористого цинка на 0,5 — 1 минут и опускают в расплавленный припой так, чтобы в нем оказалась опорная пластина и концы трубок на 5 — 8 мм. После этого сердцевину вынимают и встряхивают для удаления излишнего припоя.

После припайки бачков и установки радиатора в каркас его проверяют на перекос, который не должен быть более 3 мм.

1.5 Составление маршрутно-технологического процесса

Составление схемы технологического процесса

Дефект №1. Повреждение бачка (трещина). Восстановление бачка пайкой.

Операция №1. Промывка. Очистка 5% раствором каустической соды для удаления накипи. Для промывки используем установку для очистки радиаторов от накипи с 5% раствором каустической соды, нагретой до 60-80 0 С, с дальнейшей промывкой горячей водой.

Операция №2. Установить и закрепить на слесарном верстаке.

Операция №3. Отпаять верхний бачок радиатора и аккуратно снять верхний бачок радиатора

Операция №4 Осмотреть визуально на наличие повреждений

Операция №5 Зачистить поверхность повреждения абразивным материалом

Операция №6 Запаять повреждение с помощью нагретого паяльника

Операция №7 Проверить герметичность.

Дефект №2. Повреждение трубки (трещина). Восстановление трубки заменой.

Операция №1. Промывка. Очистка 5% раствором каустической соды для удаления накипи. Для промывки используем установку для очистки радиаторов от накипи с 5% раствором каустической соды, нагретой до 60-80 0 С, с дальнейшей промывкой горячей водой.

Операция 2. Установить на стенд для ремонта и испытания радиаторов.

Операция 3. Осмотреть визуально на наличие повреждений.

Операция 4. Нагреть паяльник для демонтажа старой трубки.

Операция 5. Установить новую трубку на стенд для развальцовывания трубок. Концы трубки развальцевать.

Операция 6. Припаять развальцованную трубку к опорным пластинам сердцевины.

Операция 7. Паяние производить с погружением в припой.

Операция 8. Сердцевину радиатора протравить в ванной с соляной кислотой

в течение 3 — 5 минут, глубина погружения 10 — 15 минут.

Операция 9. Извлечь из ванны с соляной кислотой, затем погрузить в раствор хлористого цинка на 0,5 — 1 минуту.

Читайте также:  Объемы производства радиаторов отопления в растут колоссальными темпами итоги 2019 года

Операция 10. Опустить в расплавленный припой так, чтобы в нем оказалась опорная пластина и концы трубок на 5 — 8 мм.

Операция 11. Проверить герметичность трубок радиатора с помощью метода опрессовки.

Схема технологического процесса

Повреждение бачка (трещина)

Восстановление бачка пайкой.

Промывка. Очистка раствором каустической соды

Установить и закрепить на слесарном верстаке

Отпаять и снять верхний бачок

Осмотреть визуально на наличие повреждений

Зачистить поверхность повреждения

Повреждение трубки (трещина)

Промывка. Очистка раствором каустической соды

Установить на стенд

Осмотреть визуально на наличие повреждений

Нагреть паяльник для демонтажа старой трубки

1.6 Расчет количества оборудования для медницко-радиаторного участка

Медницко-радиаторный участок предназначен для ремонта водяных и масляных радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов, перезаливки втулок распределительного вала и шайб упорных подшипников коленчатого вала. На этом участке выполняют следующие работы: очистку деталей от загрязнений и накипи, устранение течи, вмятин, погнутости и перекосов, заделывание пробоин и трещин сваркой и пайков, развальцовывание топливопроводов, испытание на герметичность, перезаливку деталей антифрикционными сплавами и прочие паяльные работы.

Длина х Ширина (мм)

Общая занимаемая площадь

1. Установка для развальцовки трубок

2. Стенд для ремонта радиатора (стенд-верстак)

3. Стеллаж для радиаторов

4. Стеллаж для деталей

5. Ванна для испытания радиаторов

6. Стол для распайки и протравливания радиатора

7. Установка для очистки радиатора от накипи

1.7 Расчет площади медницко-радиаторного участка

Для расчета площади объекта проектирования необходимо всю площадь необходимого технологического оборудования умножить на коэффициент расстановки оборудования.

Участок является медницко-радиаторным. Производственную площадь рассчитываем по формуле:

Fоб — площадь занятая оборудованием;

Кп — коэффициент плотности расстановки оборудования, принимаем равным 4.

Fуч= 14,33 * 4 = 57,32 м 2

2. Организационная часть

2.1 Техника безопасности

К самостоятельной работе допускаются лица достигшие 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж по охране труда, обученные безопасным методам работы, а так же прошедшие проверку знаний по охране труда.

При поступлении на работу рабочие медницко-радиаторного участка должны проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем периодические осмотры в сроки предусмотренные Минздравмедпромом России.

Запрещается пользоваться оборудованием и инструментами обращением которыми рабочего не обучен.

Перед началом работ рабочий должен: надеть средства индивидуальной защиты, осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы, проверить состояние пола на рабочем месте.

Во время работы рабочий должен: осуществлять работы предусмотренные на этом участке только оснащенным необходимым оборудованием, работать только с исправным оборудованием и инструментом.

Обо всех недостатках обнаруженных во время работы известить своего непосредственного руководителя.

Продолжительность рабочего времени рабочего не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами трудового распорядка или графиком сменности, утвержденным работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

Работа с открытым огнем может привести к пожару и несчастным случаям (ожогам). Брызги расплавленного металла (припоя) при попадании на открытые участки тела вызывают ожоги. Неосторожное обращение с кислотой может привести к химическим ожогам.

Рабочий должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

2.2 Охрана окружающей среды

К самостоятельному производству медницких работ допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие специальное обучение безопасным методам и приемам производства работ и имеющие квалификационное удостоверение.

Вновь поступающий на работу медник допускается к работе только после прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, экологическим требованиям и первичного инструктажа на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Периодическая проверка знаний медника по безопасности труда должна проводиться один раз в 12 месяцев. Медник должен проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца.

При изменении требований безопасности или условий труда (изменение технологического процесса, замена оборудования, приспособлений и инструмента, изменение других факторов, влияющих на безопасность труда), при нарушении требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии или пожару, а также при перерывах в работе более чем 30 календарных дней, медник должен пройти внеплановый инструктаж. О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение. Медник обязан:

— выполнять правила внутреннего трудового распорядка и повседневные указания мастера (прораба);

— помнить о личной ответственности за соблюдение требований безопасности при производстве работ и за безопасность товарищей по работе;

— пользоваться исправным инструментом и необходимыми приспособлениями;

— не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц;

— выполнять только ту работу, по которой проинструктирован и допущен мастером (прорабом);

— не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям безопасности, о чем поставить в известность вышестоящего руководителя;

— знать правила технической эксплуатации применяемого оборудования и инструмента.

Медник обязан соблюдать правила пожарной безопасности, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах. Медник должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом. Для питья необходимо пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.). За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной инструкции, медник несет ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующему законодательству.

Перед началом работы медник должен:

— надеть спецодежду, застегнуть манжеты рукавов;

— осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

— Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или сделать это самому;

— проверить наличие и исправность оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты;

— подготовить для работы паяльную лампу, для чего: проверить ее исправность (нет ли подтекания из резервуара, заливной пробки и запорного вентиля);

— включить общую и местную вентиляцию.

По окончании работы медник должен:

— выключить вентиляцию, электрооборудование;

— очистить и промыть поверхность столов и верстаков;

— привести в порядок рабочее место. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

сборочный деталь технологический радиатор

В данной работе было описано восстановление повреждений на радиаторе системы охлаждения от двигателя ЯМЗ 236. Были рассмотрены несколько способов восстановления. В данном проекте определили площадь участка выполнения необходимых работ, связанных с процессом пайки, развальцовывания трубок, подобрали необходимое оборудование и спланировали расстановку оборудования на данном участке. Также в данном проекте было сконструировано приспособление для данной детали.

Список литературы

1. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. Для студ .сред. проф. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 496 с.

2. Клебанов Б.В. Проектирование производственных участков авторемонтных предприятий. — М.: «Транспорт», 1975. — 176 с.

3. Румянцев С.И. Ремонт автомобилей: Учебник. — М.: «Транспорт», 1981. — 462 с.

Источник