Что такое фреон состав свойства и таблица технических характеристик



Что такое фреон, состав, свойства и таблица технических характеристик

Смесь этана и метана как фторсодержащих производных низкомолекулярных углеводородов, где атомы водорода могут быть замещены фтором, хлором, бромом. Широко используется в холодильных установках (холодильники, морозильники, кондиционеры и т. п). Многие задаются вопросом, фреон – это газ или жидкость? Правильный ответ: данное вещество может иметь и то и другое агрегатное состояние.

Наиболее распространенные виды фреона

Науке известно более 40 типов этого вещества, большая часть из которых получается промышленным путем. Температура фреона, при которой он закипает, у каждого вида своя:

  • R11 — трихлорфторметан (с t кипения 23,8 °C).
  • R12 — дифтордихлорметан (с t кипения кип –29,8 °C).
  • R13 — трифторхлорметан (с t кипения кип –81,5 °C).
  • R14 — тетрафторметан (с t кипения кип –128 °C).
  • R134A — тетрафторэтан (с t кипения кип –26,3 °C).
  • R22 — хлордифторметан (с t кипения кип –40,8 °C).
  • R600A — изобутан (с t кипения кип –11,73 °C).
  • R410A — хлорофторокарбонат (с t кипения кип –51,4 °C).

Как правило, домашние холодильники работают на фреоне (хладоне) марки R-22, в промышленных и торговых используют марку R-13.

Фреон — это опасное вещество для человека?

Почти все виды этого вещества обладают отрицательной температурой кипения, поэтому его и применяют в охлаждающих элементах бытовой техники, в качестве выталкивающего элемента в газовых баллончиках, освежителях воздуха и прочих аэрозолях. Поэтому при распылении сам баллон охлаждается, а фреон попадает в воздух. Если не нагревать хладагент до 250 градусов (при такой температуре выделяются ядовитые вещества), он совершенно безвреден для человека, что нельзя сказать про озоновый слой. Продукты распада разрушают его. Главной причиной образования озонных дыр является производство и использование фреоном с высоким содержанием ионов хлора и брома. Утечку этого вещества в бытовой технике на запах и визуально обнаружить нельзя, небольшие дозы на человека не оказывают никакого влияния.

Для восстановления озонового слоя Земли и уменьшения производства вредных фреонов странами ООН был подписан и ратифицирован Монреальский протокол.

Основные преимущества и недостатки

Современный хладагент R-410A относится к группе специфических гидрофторуглеродов. Его состав рассматривается всемирными организациями как озонобезопасный. Касательно минимального температурного скольжения — этот параметр приравнивается к 0,15 К, благодаря чему он входит в категорию однокомпонентных хладонов. Широкий спектр применения фреона R-410A обусловлен тем, что он обладает множественными преимуществами:

    Если из-за поломки газ вышел из сосуда, то его можно легко восполнить без потери качества самого хладагента.

Отрицательных сторон не так уж и много, но все они должны быть учтены не только опытными мастерами, но и обычными пользователями, которые используют бытовую технику с фреоном. К основным недостаткам относятся следующие:

  • Из-за разности давления по отношению к нагнетанию и всасыванию фреона уровень КПД компрессора может быть снижен.
  • Профессионалы отмечают быстрый износ подшипников, который обусловлен высоким рабочим давлением в системе.

Вред фреона и его влияние на озоновый слой

Хладагенты, которые используются в бытовой технике, являются негорючими и безвредными для людей.

Фреоны R-12, R-22 чаще всего используется в промышленности. Хладон-22 относится к веществам 4-го класса опасности, по шкале «вредности». При значительной концентрации эти фреоны вызывают у человека сонливость, спутанность сознания, слабость переходящую в возбуждение. Может вызвать обморожение при попадании на кожу в жидкой фазе.

Новые фреоны (R134A, R-404, R407C, R507C, R410A и др.) безопасны для человека и окружающей среды, поэтому все ведущие производители климатической техники используют именно эти марки фреона.

Причиной уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в так называемом галогеновом цикле распада атмосферного озона.

В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R22, его использование в США и в Европе год от года сокращается, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России также запрещен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса. На замену фреону R22 должен прийти фреон R410A, а также R407C.

Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов и способствует восстановлению озонового слоя Земли.

Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A — нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны 407C и R-410A. Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Это было вызвано тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22. Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер, вместо 16 атмосфер у фреона R-22. Таким образом, все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.

Озонобезопасные фреоны не являются однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов. Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физических свойства. После этого приходится сливать весь ставший некондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.

Применение фреона

Применяют фреон в качестве хладагента благодаря его физическим свойствам — при испарении он поглощает тепло, а затем выделяет его при конденсации. Принцип работы следующий: в холодильном оборудовании фреон в газообразном состоянии при помощи компрессора извлекается (высасывается) из испарителя, сжимается в механически уменьшаемом объёме (в поршневом компрессоре в цилиндре — поршнем), с одновременным нагревом и транспортируется в конденсатор. Там фреон остывает до температуры воздуха окружающей его среды и переходит в жидкое состояние. Жидкий фреон через дросселирующее устройство (капиллярную трубку или Терморегулирующий Вентиль — ТРВ) перетекает в испаритель, расширяется за счет низкого давления после дросселирующего устройства, и вновь переходит в газообразное состояние. Процесс расширения сопровождается поглощением большого количества тепла, вследствие чего стенки испарителя (ёмкости в которой кипит и испаряется фреон) охлаждаются, понижая температуру воздуха внутри охлаждаемого объема.

Цикл повторяется до тех пор, пока температура стенок испарителя не опустится до значения, заданного терморегулятором, после чего терморегулятор размыкает электрическую цепь компрессора и он прекращает работу. Через некоторое время, под воздействием различных факторов, воздух в холодильной камере нагревается, и терморегулятор снова включает компрессор. Применяется фреон, как хладоноситель в любом холодильном оборудовании и кондиционерах с 1931 года (до этого использовался вредный для здоровья аммиак). Так же благодаря его термодинамическим свойствам, хладагент применяется в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей. Широко используют фреон при тушении пожара на опасных объектах.

Где находится фреон в холодильнике

Жидкий хладагент циркулирует по системе трубопроводов испарителя камеры. Именно там находится значительная часть фреона. Его циркуляцию по магистрали обеспечивает компрессор.

Поглощая из окружающего пространства тепло и выделяя холод, фреон быстро охлаждает воздух. Этот процесс сопровождается испарением жидкости и образованием газа. Газообразное вещество поступает в компрессор, где пар конденсируется и снова переходит в жидкое состояние.

Чтобы не повредить холодильник и избежать утечек, нельзя:

  • использовать для чистки камеры колющие и режущие инструменты;
  • ронять продукты и куски льда на видимую часть испарителя;
  • устанавливать агрегат около батареи или отопительного оборудования;
  • мыть холодильник горячей или даже теплой водой.

Если хозяйка неправильно размораживает холодильник, испаритель может разгерметизироваться. Произойдет утечка, жидкость начнет испаряться. В месте повреждения появится иней, но шипения слышно не будет.

Очень легко повредить испаритель, соскребая снег со стенок морозилки. Если на дно магистрали упадет большой кусок льда, можно пробить трубопровод. При первом же подозрении, что началась утечка, надо обратиться в специальную мастерскую. Если трубопровод поврежден сильно, придется менять испаритель. При незначительных поломках его можно отремонтировать.

Но сначала надо с помощью специального прибора найти места утечек и запаять поврежденные участки трубопровода. Паять следует, только когда весь фреон выпущен из системы. Для этого понадобится вакуумный насос.

Важно! Для заправки новых моделей холодильников используется всего 200 грамм хладагента. Чтобы узнать точное количество фреона, достаточно посмотреть на бирку компрессора.

Для заправки нужно специальное оборудование – компрессорная станция. Обычно такая установка оснащена двумя измерительными приборами. Но в данном случае следует ориентироваться на показания манометра низкого давления.

Важно! Прежде, чем подключить установку к холодильнику и баллону с фреоном, надо перекрыть все краны. На стенках заправочного цилиндра есть метки, по которым можно контролировать количество хладагента.

Следует соблюдать порядок подключения патрубков заправочной станции:

  • правый подсоединяется к насосу;
  • средний соединяется с баллоном;
  • левый – с клапаном Шредера.

Заправляя холодильник хладагентом, важно соблюдать правила техники безопасности. Если же агрегат куплен недавно, и гарантия еще действует, лучше обратиться в сервисный центр.

Когда фреон закачан, следует убедиться, что контур испарителя замкнут. Иначе он будет вытекать из трубопровода. Выход хладагента происходит бесшумно, поэтому обнаружить новую утечку сложно. Для этого нужно специальное оборудование.

Признаки утечки фреона

Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве. Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом.

Основные признаки утечки фреона:

  • Плохое охлаждение помещения.
  • Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
  • Подтеки масла под кранами.
  • Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
  • Появление неприятного запаха при работе кондиционера.

Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.

Как проверить остаток фреона

Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:

  • испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
  • по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5—8 °С (если количество фреона соответствует норме);
  • разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.

Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции

Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.

Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:

    Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.

Источник

Фреоны для кондиционеров: виды и особенности

Фреоны для кондиционеров: виды и особенности

Если вы являетесь обладателем кондиционера или мечтаете о его покупке, то данная статья будет очень для вас полезной, поскольку в ней будут рассмотрены следующие вопросы: что такое фреон, какие его виды существуют, каким образом он применяется в кондиционерах.

Что такое фреон и каковы его свойства

Фреоны или хладоны — это углеводороды, которые активно используют в разных отраслях производства. В основном они используются при изготовлении холодильных установок (холодильники, кондиционеры, морозильные шкафы). В течение длительного времени само слово «фреон» подразумевало под собой абсолютно любые хладагенты, на самом же деле «Freon®» — это название конкретного запатентованного углеводорода, права на который принадлежат известной компании американской DuPont. В СССР хладагенты называли одним словом — хладоны.

Всего на сегодняшний день насчитывается около 50 видом хладонов с конкретными свойствами и областями применения. Данная статья будет рассматривать те из них, которые применяются в работе кондиционеров. Сначала выясним, какие у них свойства.

Физические свойства

Самое главное свойство фреонов, благодаря которому есть возможность их использования в производстве холодильных установок — способность поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Фреоны представляют собой, как правило, газы или жидкости без цвета и запаха. Характеризуются хорошей растворимостью в неполярных органических растворителях, почти не растворяются в воде.

Химические свойства

Фреоны — инертные химические вещества, поэтому они не горючи и не взрывоопасны. Но если нагреть некоторые их виды до 250⁰С, то будет выделяться ядовитый газ фосген COCl2.

Как влияет фреон на озоновый слой

Те фреоны, которые содержат в своем составе хлор и бром крайне вредны для озонового слоя Земли. Кроме того, фреоны благоприятствуют развитию парникового эффекта на нашей планете. Такие негативные результаты производства и использования этих веществ привели 1987 году к запрету Монреальским протоколом производство «вредных» фреонов, а их производителей потребовали переходить к менее вредным производствам. В США и Европе фреон R-22 стал запрещенным в 2010 году, в России — с 2015 года.

Сейчас наблюдается тенденция к полному переходу на безвредное для природы производство фреонов, например, таких как R410a и R32a.

Виды фреонов, применяемые в кондиционерах

Если нужно заправить или дозаправить кондиционер, то можно выбрать один из нескольких видов фреонов:

  1. Фреон R22 (хладон 22). Этот хладагент применяется в тех системах, где требуется охлаждение до очень низких температур, например, в холодильниках промышленного и бытового назначения, автомобильных и морских холодильниках, бытовых и производственных кондиционеров. В случае возникновения протекания данного фреона, будет наблюдаться постепенное испарение. Достоинством данного хладона является сравнительно низкая стоимость охлаждающей установки и комплектующих. Фреон R22 может быть использован как для частичной, так и для полной заправки кондиционера. У данного вещества есть и отрицательная сторона – это вред, который он наносит окружающей среде, поэтому его использование не поощряется экологами.
  2. Фреон R410A не содержит хлор, а поэтому безопасен для озонового слоя Земли. Этот фреон – новое поколение, если сравнить его с тем, что был рассмотрен выше. Данный тип фреонов быстро получил признание и активно сейчас используется для заправки холодильного оборудования бытового и промышленного предназначения, разных кондиционеров. Фреон 410 включает две разных составляющих. Если утечка составляет 40% и более, то нужно систему полностью перезаправить. В случае дозаправки кондиционера с такой значительной утечкой, техника будет работать не стабильно, что приведет к изменению взаимодействий компонентов фреона друг к другу.
  3. Фреон R-407С включает в себя три типа фреонов, у каждого из них свои функции: R32 – обеспечивает хорошую производительность всей системы, R125 — гарантирует пожарную безопасность работы, R134а – ответственен за общее давление в рабочем контуре. В случае возникновения утечки фреона из кондиционера, необходимо заправить его заново, это необходимо, поскольку фреоны улетучиваются неравномерно, а значит, нарушается их баланс.
  4. Фреон 134А представляет собой бесцветный газ, им заменяют R12. Он не токсичен, не воспламеняется при температурах его эксплуатации. Однако, при нарушении герметичности системы, при попадании воздуха, могут образовываться горючие смеси. Нельзя смешивать фреоны R134а и R12, так как это приводит к образованию азеотропной смеси с массовыми долями компонентов 50х50% и высоким давлением. Насыщенный пар этого хладагента имеет большее давление, чем у R12 — 1,16 и 1,08 МПа соответственно, при 45°С. Воздействие пламени приводит к разложению R134а, в результате которого образуются такие опасные для человека соединения, как фторводород. Температура нагнетания фреона R134а невысокая — в среднем на 8-10 °С ниже, чем для R12, насыщенные пары также характеризуются невысокими значениями давления.
  5. Фреон 404А. Также представляет собой смесьфреонов, похожую на санизотропную, способна сохранять высокую стабильность состава по типу r502, даже если была утечка или производилась перезаправка кондиционера. Такие свойства данного углеводорода позволяют считать его одним из самых безопасных и стабильных хладонов в плане технических характеристик. Фреон 404 не оказывает негативного воздействия на состояние озонового слоя.

Возгорание фреона r404a не происходит при любых температурах. В составе данного хладона каждый из фреона имеет чистоту 99,9%.

Сколько фреона в кондиционере

К сожалению, не существует возможности абсолютно точно определить количество оставшегося фреона в системе. Однако можно выяснить, какие рабочие параметры на данный момент имеет холодильник или кондиционер. Для этого нужно обратиться к специалистам, которые имеют в своем арсенале специальное оборудование.

Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией об определенных технических характеристиках конкретного кондиционера. Как правило, к внутренним и внешним блокам прикрепляют таблички (шильдики), на которых отражена необходимая информация: марка фреона и его «стандартное» количество. Это количество обычно включает сам кондиционер + 3…10 метров «трассы». Иначе говоря, производитель заправляет систему с учетом 3…10 метров будущей «трассы». Точные значения нужно смотреть для конкретной модели кондиционера!

Данная таблица показывает ориентировочное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем различной холодопроизводительности.

freony_zapravka.png

Теперь необходимо измерить длину «трассы». В случае, если она длиннее стандартной, на каждый дополнительный метр «трассы» нужно залить определенное количество фреона, которое можно узнать из каталогов или у производителя. В среднем на каждый метр добавляется 15-30 г. Фреона, это зависит от модели бытовой сплит-системы и ее мощности.

Приведем конкретный пример: в кондиционере LG G07HHT содержится «стандартно» 560г фреона, который предназначается для «трассы» длиной до 7,5м. Если получилось так, что «трасса» составляет 10 м, то нужно на каждые 2,5м заливать по 50г дополнительного фреона (по 20 г на 1 м)

Хотим обратить ваше внимание, на то, что каждая система охлаждения имеет конкретные пределы максимальной длины трассы и перепада высот между блоками. В случае несоблюдения этих норм кондиционеру или холодильнику может грозить поломка!

Как часто кондиционер требует дозаправки

В том случае, когда система охлаждения была установлена профессионалом, расходные материалы были качественными, а соединение трубок надежным, дозаправка еще долго не понадобится. В случае непрофессиональной установки кондиционера, зачастую фреон испаряется. В таких случаях нужно выяснить, почему это происходит и устранить неисправности. И только тогда можно заправлять кондиционер.

На этом всё. Надеемся, что материал оказался для вас полезным.

P.S. Получить бесплатно квалифицированную консультацию по вопросу, как установить кондиционер, а также заказать профессиональный монтаж климатического оборудования можно, связавшись со специалистами компании «Формула Климата».

Если вам понравился материал, поделитесь им пожалуйста в социальных сетях;)

Источник

Фреон для кондиционера свойства

Фреоны для кондиционеров: виды и особенности

Если вы являетесь обладателем кондиционера или мечтаете о его покупке, то данная статья будет очень для вас полезной, поскольку в ней будут рассмотрены следующие вопросы: что такое фреон, какие его виды существуют, каким образом он применяется в кондиционерах.

Что такое фреон и каковы его свойства

Фреоны или хладоны — это углеводороды, которые активно используют в разных отраслях производства. В основном они используются при изготовлении холодильных установок (холодильники, кондиционеры, морозильные шкафы). В течение длительного времени само слово «фреон» подразумевало под собой абсолютно любые хладагенты, на самом же деле «Freon®» — это название конкретного запатентованного углеводорода, права на который принадлежат известной компании американской DuPont. В СССР хладагенты называли одним словом — хладоны.

Всего на сегодняшний день насчитывается около 50 видом хладонов с конкретными свойствами и областями применения. Данная статья будет рассматривать те из них, которые применяются в работе кондиционеров. Сначала выясним, какие у них свойства.

Физические свойства

Самое главное свойство фреонов, благодаря которому есть возможность их использования в производстве холодильных установок — способность поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Фреоны представляют собой, как правило, газы или жидкости без цвета и запаха. Характеризуются хорошей растворимостью в неполярных органических растворителях, почти не растворяются в воде.

Химические свойства

Фреоны — инертные химические вещества, поэтому они не горючи и не взрывоопасны. Но если нагреть некоторые их виды до 250⁰С, то будет выделяться ядовитый газ фосген COCl2.

Как влияет фреон на озоновый слой

Те фреоны, которые содержат в своем составе хлор и бром крайне вредны для озонового слоя Земли. Кроме того, фреоны благоприятствуют развитию парникового эффекта на нашей планете. Такие негативные результаты производства и использования этих веществ привели 1987 году к запрету Монреальским протоколом производство «вредных» фреонов, а их производителей потребовали переходить к менее вредным производствам. В США и Европе фреон R-22 стал запрещенным в 2010 году, в России — с 2015 года.

Сейчас наблюдается тенденция к полному переходу на безвредное для природы производство фреонов, например, таких как R410a и R32a.

Виды фреонов, применяемые в кондиционерах

Если нужно заправить или дозаправить кондиционер, то можно выбрать один из нескольких видов фреонов:

  1. Фреон R22 (хладон 22). Этот хладагент применяется в тех системах, где требуется охлаждение до очень низких температур, например, в холодильниках промышленного и бытового назначения, автомобильных и морских холодильниках, бытовых и производственных кондиционеров. В случае возникновения протекания данного фреона, будет наблюдаться постепенное испарение. Достоинством данного хладона является сравнительно низкая стоимость охлаждающей установки и комплектующих. Фреон R22 может быть использован как для частичной, так и для полной заправки кондиционера. У данного вещества есть и отрицательная сторона – это вред, который он наносит окружающей среде, поэтому его использование не поощряется экологами.
  2. Фреон R410A не содержит хлор, а поэтому безопасен для озонового слоя Земли. Этот фреон – новое поколение, если сравнить его с тем, что был рассмотрен выше. Данный тип фреонов быстро получил признание и активно сейчас используется для заправки холодильного оборудования бытового и промышленного предназначения, разных кондиционеров. Фреон 410 включает две разных составляющих. Если утечка составляет 40% и более, то нужно систему полностью перезаправить. В случае дозаправки кондиционера с такой значительной утечкой, техника будет работать не стабильно, что приведет к изменению взаимодействий компонентов фреона друг к другу.
  3. Фреон R-407С включает в себя три типа фреонов, у каждого из них свои функции: R32 – обеспечивает хорошую производительность всей системы, R125 — гарантирует пожарную безопасность работы, R134а – ответственен за общее давление в рабочем контуре. В случае возникновения утечки фреона из кондиционера, необходимо заправить его заново, это необходимо, поскольку фреоны улетучиваются неравномерно, а значит, нарушается их баланс.
  4. Фреон 134А представляет собой бесцветный газ, им заменяют R12. Он не токсичен, не воспламеняется при температурах его эксплуатации. Однако, при нарушении герметичности системы, при попадании воздуха, могут образовываться горючие смеси. Нельзя смешивать фреоны R134а и R12, так как это приводит к образованию азеотропной смеси с массовыми долями компонентов 50х50% и высоким давлением. Насыщенный пар этого хладагента имеет большее давление, чем у R12 — 1,16 и 1,08 МПа соответственно, при 45°С. Воздействие пламени приводит к разложению R134а, в результате которого образуются такие опасные для человека соединения, как фторводород. Температура нагнетания фреона R134а невысокая — в среднем на 8-10 °С ниже, чем для R12, насыщенные пары также характеризуются невысокими значениями давления.
  5. Фреон 404А. Также представляет собой смесьфреонов, похожую на санизотропную, способна сохранять высокую стабильность состава по типу r502, даже если была утечка или производилась перезаправка кондиционера. Такие свойства данного углеводорода позволяют считать его одним из самых безопасных и стабильных хладонов в плане технических характеристик. Фреон 404 не оказывает негативного воздействия на состояние озонового слоя.

Возгорание фреона r404a не происходит при любых температурах. В составе данного хладона каждый из фреона имеет чистоту 99,9%.

Сколько фреона в кондиционере

К сожалению, не существует возможности абсолютно точно определить количество оставшегося фреона в системе. Однако можно выяснить, какие рабочие параметры на данный момент имеет холодильник или кондиционер. Для этого нужно обратиться к специалистам, которые имеют в своем арсенале специальное оборудование.

Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией об определенных технических характеристиках конкретного кондиционера. Как правило, к внутренним и внешним блокам прикрепляют таблички (шильдики), на которых отражена необходимая информация: марка фреона и его «стандартное» количество. Это количество обычно включает сам кондиционер + 3…10 метров «трассы». Иначе говоря, производитель заправляет систему с учетом 3…10 метров будущей «трассы». Точные значения нужно смотреть для конкретной модели кондиционера!

Данная таблица показывает ориентировочное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем различной холодопроизводительности.

freony_zapravka.png

Теперь необходимо измерить длину «трассы». В случае, если она длиннее стандартной, на каждый дополнительный метр «трассы» нужно залить определенное количество фреона, которое можно узнать из каталогов или у производителя. В среднем на каждый метр добавляется 15-30 г. Фреона, это зависит от модели бытовой сплит-системы и ее мощности.

Приведем конкретный пример: в кондиционере LG G07HHT содержится «стандартно» 560г фреона, который предназначается для «трассы» длиной до 7,5м. Если получилось так, что «трасса» составляет 10 м, то нужно на каждые 2,5м заливать по 50г дополнительного фреона (по 20 г на 1 м)

Хотим обратить ваше внимание, на то, что каждая система охлаждения имеет конкретные пределы максимальной длины трассы и перепада высот между блоками. В случае несоблюдения этих норм кондиционеру или холодильнику может грозить поломка!

Как часто кондиционер требует дозаправки

В том случае, когда система охлаждения была установлена профессионалом, расходные материалы были качественными, а соединение трубок надежным, дозаправка еще долго не понадобится. В случае непрофессиональной установки кондиционера, зачастую фреон испаряется. В таких случаях нужно выяснить, почему это происходит и устранить неисправности. И только тогда можно заправлять кондиционер.

На этом всё. Надеемся, что материал оказался для вас полезным.

P.S. Получить бесплатно квалифицированную консультацию по вопросу, как установить кондиционер, а также заказать профессиональный монтаж климатического оборудования можно, связавшись со специалистами компании «Формула Климата».

Если вам понравился материал, поделитесь им пожалуйста в социальных сетях;)

Источник

Какой хладагент используется в кондиционерах: от древних к инновационным

Вы этой публикации мы рассмотрим вопрос, какой хладагент используется в кондиционерах. Пройдемся от самых старых, до инновационных. Расскажем о тех, которые будут применять в перспективе. Мы опишем все фреоны, под которые выпускали и выпускают кондиционеры.

R-12 (Дифтордихлорметан, CFC-12)

Фреон-12 начали применять с 1935 года. Он использовался в холодильниках, обычных кондиционерах разных типов, автомобильных кондиционерах. Имеет высокий потенциал разрушения озонового слоя. Потенциал глобального потепления CFC-12 равен 2400.

В результате подписания Монреальского протокола в 1987 году, дифтордихлорметан начали выводить из обращения. Сейчас запрещено его использование в новом климатическом оборудовании. Но некоторые кондиционеры до сих пор работают на нем. На данный момент разработано много аналогов хладона R12.

Хладагент R12 до сих пор производится в Китае, Мексике, Аргентине, странах третьего мира. В основном экспортируется нелегально, ввозится контрабандой. Из-за хорошей холодопроизводительности и высокой стоимости ретрофита оборудования на CFC-12, пользуется спросом.

R-22 (Дифторхлорметан, HCFC-22)

Этот хладагент был разработан как альтернатива R12, но не является его полноценной заменой. Применялся в новых кондиционерах, так как ретрофит с CFC-12 на HCFC-22 подразумевает полную смену оборудования.

Фреон R22 имеет низкий потенциал разрушения озонового слоя, но высокий ПГП, 0,05 и 1810 соответственно. Производство и применение хладагента регулируется Монреальским протоколом, приложениями к нему и политикой отдельных стран:

  • В США с 2020 года использование R22 и других ГХФУ сокращено на 99,5%;
  • Страны Евросоюза отказались от использования R-22 в любом виде с 2015 года;
  • Российская Федерация полностью отказывается от HCFC к 2030 году.

В большинстве развитых стран производство, импорт и ретрофит хладагента R22 подлежит лицензированию. Несмотря на большое количество заменителей HCFC-22, остается высоким уровень контрабанды.

Содержание хладагента R22 в атмосфере

Содержание хладагента R22 в атмосфере по данным исследований разных организаций, компаний и групп ученых.

R-422d

Фреон R422d был разработан как drop-in замена R22. Этот газ – полноценная замена запрещенному хладагенту. Имеет на 50% больший ПГП (GWP). Потенциал разрушения озонового слоя равен 0. В состав хладагента входят:

  1. R-125 – 65,1%;
  2. R-134a – 31,5%;
  3. R-600a – 3,4%.

Смесь газов R422d совместима с минеральными, алкилбензольными и полиолэфирными маслами. Для замены R22 не нужна доработка оборудования (кроме замены фильтра-осушителя). Хладагент редко применяется для заправки новых кондиционеров, его используют для замены HCFC-22 в старой технике.

Сейчас применение R422d не ограничено, так как он имеет нулевой ОРП (ODP). Но в перспективе эта смесь может быть запрещена из-за высокого влияния на глобальное потепление.

баллоны фреона R422d

Небольшие баллоны хладагента R422d для дозаправки бытовых кондиционеров.

R-290 (Пропан)

Один из наиболее перспективных хладагентов. Имеет показатели GWP и ODP равные 3 и 0 соответственно. Единственный недостаток – высокая пожароопасность. Применяется как фреон в:

  • Бытовых холодильниках;
  • Коммерческих и промышленных холодильных и морозильных установках;
  • Кондиционерах большой производительности.

Газ R290 имеет хорошие перспективы для применения в бытовых кондиционерах. Он не токсичен, химически стабилен. Вероятность возгорания у него не выше, чем у изобутана (R600a). Серьезно рассматривается многими организациями как замена хладагентам с высокими потенциалами воздействия на озоновый слой и глобальное потепление.

R-404a

Хладагент был разработан как альтернатива фреону R-22. Имеет схожие показатели, им можно заменить HCFC-22 с небольшой доработкой оборудования. Известен под торговыми марками:

  • SUVA HP62;
  • FX70;
  • Genetron 404a;
  • Forane 404a;
  • Solkane 404a.

R404a является смесью трех хладагентов. Из-за этого при утечке его нельзя дозаправить, нужно полностью удалять остатки фреона и заправлять систему. Из-за этого он не стал популярным. В состав R-404a входят:

  1. R-125 – 44%;
  2. R-134a – 4%;
  3. R-143a – 52%.

Из-за своих характеристик смесь газов чаще используется в холодильном оборудовании. На рынке мало моделей климатической техники, работающей на R-404a. Из-за высокого влияния на потепление Земли, его применение сокращается.

Баллон хладагента R404a.

Стандартный баллон хладагента R404a с упаковкой китайского производства.

R-407c

Фреон R407c разработан как заменитель R22 для ретрофита старых систем и применения в новом оборудовании. Совместим только с полиолэфирными (POE) маслами. Поэтому при переходе с HCFC-22 нужна замена масла. Хладон известен под торговыми марками:

  • Klea 66;
  • SUVA 9000;
  • Genetron 407c;
  • Forane 407c;
  • Solkane 407c.

R-407c состоит из газов R-32, R-125 и R-134a в пропорциях 23/25/52. В основном применяется для ретрофита, реже – в новом оборудовании. Имеет потенциал глобального потепления на 2,2% ниже, чем у R22. Но его влияние на озоновый слой равно 0. Используется как хладагент в:

  • Бытовых кондиционерах;
  • Чиллерах;
  • Коммерческих и промышленных кондиционерах;
  • Тепловых насосах.

Один из первых хладагентов, разработанных для замены R22. Имеет более высокий ПГП (3900), но ОРП равный 0. Состоит на 45% из R125 и 55% из R143.на рынок было выпущено небольшое количество бытовых и коммерческих кондиционеров на R507. Известен под торговыми марками:

  • SUVA 507;
  • AZ 50;
  • Forane 507;
  • Solkane

R-134a (Тетрафторэтан, HFC-134a)

Этот хладагент вытеснил большинство аналогов R12 и R22. Он однокомпонентный, поэтому при утечке его можно дозаправить, а не менять полностью. У него нулевой потенциал разрушения озонового слоя, а ПГП равен 1430. Это на 40% меньше чем у CFC-12 и на 21% меньше чем у HCFC-22. Тетрафторэтан выпускают под торговыми марками:

  • FORANE® 134a;
  • HFC-134a;
  • SUVA-134a;
  • Genetron-134a;
  • Dymel-134a;
  • Solkane-134a;
  • Halocarbon-134a.

Хладагент R-134a подпадает под положения поправок к Монреальскому протоколу. Во многих странах своя собственная политика относительно его использования. Одни ограничивают его применение, другие отказываются совсем. В некоторых государствах есть ограничения на использование фреона R134a в климатической технике определенной мощности.

R134a называют автомобильным хладагентом. Он используется в автокондиционерах вместо R12. Тетрафторэтан не горючий и не токсичный. Благодаря характеристикам HFC-134a, его широко применяют в:

  • Бытовых холодильниках;
  • Чиллерах;
  • Кондиционерах;
  • Тепловых насосах.

Начиная с 2021 года в большинстве стран запрещено производить или импортировать оборудование на R134a. Но старая техника может на нем работать. Поэтому производство и импорт фреона допускается.

Баллоны фреона R134a

Баллоны хладагента R134a китайского бренда Ice Loong.

R-1234yf (Тетрафторпропен, HFO-1234yf)

Фреон R-1234yf – один из лучших аналогов R-134a. Им заправляют автомобильные кондиционеры, устанавливаемые на моделях, выпускаемых после 2015 года. Но есть исключения – в некоторых странах производят автомобили с R-134a до сих пор.

По своим характеристикам и холодопроизводительности тетрафторпропен аналогичен тетрафторэтану. У них одинаковый ОРП (ODP), равный 0. Но его ПГП (GWP) в 360 раз ниже и составляет 4 единицы.

Сейчас R1234yf стоит дороже R134a из-за низкого спроса на него. Поэтому многие заправляют HFC-134a вместо HFO-1234yf. Иногда автокондиционеры адаптируют под старый хладагент, в некоторых случаях ничего не меняют. Как это отразится на работе оборудования – неизвестно.

В перспективе, цена на фреон R-1234yf будет снижаться. Он станет более доступным и вытеснит хладон R134a. его будут применять в:

  • Бытовых и промышленных кондиционерах;
  • Холодильном оборудовании;
  • Чиллерах;
  • Автомобильных кондиционерах.

Баллончики фреона R1234yf Honeywell

Небольшие баллончики хладагента R1234yf для заправки автомобильных кондиционеров.

R-410a

Хладагент R410a – смесь газов R32 и R125 в соотношении 50%/50%. Он наиболее широко применяется как заменитель R22 благодаря лучшему COP и холодопроизводительности. Этот фреон плохо подходит для ретрофита, его используют в новых кондиционерах. Хладон R410a производят под торговыми марками:

  • SUVA 9100;
  • AZ 20;
  • Forane 410a;
  • Solkane

На данный момент хладагент R-410a – наиболее широко распространенный аналог R22. Он не разрушает озоновый слой, но его потенциал глобального потепления на 15% выше и равен 2080. Поэтому многие производители кондиционеров переходят на более современные хладагенты.

R-32 (HFC-32)

Хладагент R32 известен давно. Ранее его использовали как компонент смешанных фреонов, таких как: R407c, R410a, R438a. Его озоноразрушающий потенциал равен 0. Потенциал глобального потепления составляет 675, что почти в 3 раза ниже, чем у R22. Также он обеспечивает до 10% экономии электроэнергии.

Daikin – первая компания, которая решила использовать HFC-32 в чистом виде. Сейчас они производят тепловые насосы и кондиционеры, работающие на нем. У Daikin есть отдельна линейка техники, которую можно заправлять как R410a, так и R32. Но энергоэффективность, ПГП и другие характеристики хладона R-410a немного хуже.

Баллон в упаковке оригинального хладагента R32 Daikin

Баллон в упаковке хладагента R32 Daikin.

R-600a (Изобутан)

Этот хладагент чаще всего используют в бытовых холодильниках. Но R600a также применяется в бытовых кондиционерах. Из-за своей горючести он мало распространен. В некоторых странах (например, США) запрещено его использование в бытовой технике.

Из-за отказа от R134a, R600a будут чаще использовать. Характеристики изобутана несколько хуже, но он имеет ряд преимуществ:

  1. ПГП равен 3 (в 475 раз меньше);
  2. Низкая стоимость;
  3. Высокая энергоэффективность;
  4. При производстве R600a нет вредных выбросов.

Сравнение ПГП (GWP) фреонов

После 2020 года потенциал разрушения озонового слоя не играет большой роли при выборе модели кондиционера. Сейчас не производят оборудование с высоким ОРП. Стоит обращать внимание на потенциал глобального потепления.

Чем выше ПГП хладагента, тем больше вероятность что он будет запрещен. Периодически к Монреальскому протоколу принимают поправки. Они регулирую производство, импорт и использование хладагентов. Соответственно, хладоны с высоким GWP будут дорожать.

Ниже приводим диаграмму потенциала глобального потепления фреонов, на которую вы можете ориентироваться.

Потенциал глобального потепления хладагентов R507, R404a, R407c, R410a, R422d, R12, R22, R134a, R600a, R32, R1234yf.

Потенциал глобального потепления хладагентов, применяемых в кондиционерах.

Хладагенты будущего

Кроме традиционных хладагентов на основе водорода, хлора, фтора и углерода есть ряд природных. Они широко распространены и рекомендованы для применения в новых системах кондиционирования. К ним относятся:

  • R-718 (Вода);
  • R-729 (Воздух);
  • R-732 (Кислород);
  • R-744 (Углекислый газ).

Практическое применение этих хладагентов одобрено многими международными организациями. Они безвредны для окружающей среды, на разрушают озоновый слой. У природных хладонов самый низкий потенциал глобального потепления.

Как узнать, какой хладагент используется в кондиционерах?

Если вы не знаете, на каком хладагенте работает ваш кондиционер, самый простой способ узнать это – посмотреть на шильдике. Он находится с правой стороны внутреннего и наружного блоков (см. фото). Чаще всего тип и вес хладагента указан на внешнем блоке.

Определяем, какой хладагент используется в кондиционерах по шильдикам

Тип хладагента на шильдиках наружного и внутреннего блоков кондиционера.

Если шильдики не сохранились или выцвели – ищите инструкцию или мануал в интернете по модели кондиционера. Если не знаете ее, то придется импровизировать. Нужно будет снять корпус с наружного блока и посмотреть маркировку компрессора. По ней определить, с каким фреоном он работает.

Иногда компрессоры могут работать с разными типами хладагентов. В таком случае нельзя определить, каким заправлен ваш кондиционер. Придется заправлять его полностью, по стандарту и менять масло.

Источник

Читайте также:  Устройство системы охлаждения двигателя Приоры