Что делать если вентилятор вышел из строя в поездке



Вентилятор охлаждения двигателя: типы,диагностика,назначение,устройство.

Для эффективной работы двигателя необходим соответствующий тепловой режим. При сгорании топлива выделяются не только выхлопные газы, которые и обеспечивают работу мотора, но и тепловая энергия. Чтобы избежать перегрева двигателя, его охлаждают с помощью различных жидкостей (тосол, антифриз, дистиллированная вода). Вентилятор необходим для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости.

ТИПЫ ВЕНТИЛЯТОРОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Существует четыре типа вентиляторов:

  • с прямым приводом от ремня (цепи) газораспределительного механизма (ГРМ);
  • с прямым приводом от ремня генератора;
  • с приводом от ремня ГРМ или генератора и тепловой муфтой;
  • с электрическим приводом.

Вентилятор с прямым приводом от ремня или цепи ГРМ применялся на автомобилях, которые выпускали до девяностых годов прошлого века. Причем, производители иномарок отказались от такой системы еще в семидесятых годах прошлого века. Единственное сомнительное преимущество такого привода – меньшее количество ремней, ведь привод ГРМ охватывал помпу, вентилятор, коленчатый и распределительный валы. Нередко в таких системах натяжку ремня или цепи проводили с помощью водяного насоса (помпы), не устанавливая регулировочный ролик.

Вентилятор с приводом от ремня генератора получил большее распространение на недорогих автомобилях, выпускавшихся до двухтысячных годов. По сравнению с приводом от ремня/цепи ГРМ, такая система имеет несколько преимуществ. Главное из них – отсутствие влияния вентилятора на работу системы ГРМ. В случае заклинивания вентилятора или других неисправностей, работа ГРМ не нарушается и автомобиль может продолжать движение своим ходом.

Вентилятор с тепловой муфтой вне зависимости от типа привода имеет главное преимущество – он лучше контролирует тепловой режим мотора. Пока муфта не нагрета, она слабо передает энергию вращения вентилятору, поэтому даже на максимальных оборотах двигателя скорость его вращения невелика. По мере нагрева муфты коэффициент передачи возрастает и скорость вращения вентилятора все сильней зависит от оборотов двигателя. Поэтому при прогреве мотора вентилятор снижает температуру охлаждающей жидкости незначительно, а при нагреве близком к максимальному, эффективность его работы возрастает.

Вентилятор с электрическим приводом наиболее эффективен и используется на большинстве современных автомобилей. Он включается лишь при определенной температуре охлаждающей жидкости, благодаря чему мотор быстро нагревается и работает в комфортном режиме.

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.

Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.

Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.

При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:

  1. Замыкают красный и красно-белый проводок. При этом должно фиксироваться медленное вращение вентилятора.
  2. Замыкают проводки красного и черного цвета. Теперь вращение должно значительно ускориться.

Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.

Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:

  • от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи подают на красно-черный или красно-белый проводок в разъеме вентилятора питание;
  • от минусовой клеммы подают заряд на проводок коричневого цвета.

Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.

СИСТЕМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ.

Датчик термовключения вентилятора (находится в нижнем левом углу радиатора) при нагревании замыкает цепь с малым током, идущую на разгрузочное реле. Отмечу, что данный датчик разрывает «минус», идущий к реле. «Плюс» реле берет от замка зажигания и регулируется предохранителем №19 (находится в салоне автомобиля слева в панели приборов). Датчик чаще всего 3-х контактный. Коричневый провод берет «минус» с корпуса автомобиля. Два других провода (полосатые) при замыкании на них контактов в датчике подают «минус» к разгрузочным реле. В зависимости от степени нагревания охлаждающей жидкости, датчик замыкает цепь, идущую к реле № 214 (первая скорость) или цепь, идущую к реле № 217 (вторая скорость). Реле № 272 и датчики температуры, находящиеся на верхнем патрубке системы охлаждения (синий и серый), в управлении вентилятором охлаждения двигателя не участвуют ни коим образом, вопреки всеобщего убеждения.

Реле № 272 работает только при выключенном зажигании в режиме афтэкулинга, (этот режим я трогать не буду).
Далее, при получении «минуса» от датчика и «плюса» от замка зажигания, разгрузочное реле замыкает силовые контакты и подает «ПЛЮС» непосредственно на вентилятор охлаждения. «МИНУС» вентилятор берет с корпуса автомобиля (с лонжерона). Силовой «ПЛЮС» реле берет с АКБ под защитой предохранителя на 40А (60А если на радиаторе 2 вентилятора), который находится за декоративной накладкой слева от ноги водителя (хрен найдешь, а если найдешь, хрен доберешься).
Ну в общем-то и все. В зависимости от того, на какое реле от датчика поступит «минус», такая и включится скорость.

Вентиляторы радиатора – назначение и устройство

Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора. Для повышения эффективности жидкостного охлаждения применяется радиатор: встречный воздух проходит через его соты и охлаждает жидкость. Но при малой скорости движения или в городских пробках воздушный поток недостаточный. Чтобы избежать перегрева, включается вентилятор, который направляет воздух на радиатор, охлаждая его.

На старых моделях и современных внедорожниках с продольно размещенным двигателем применяется механический привод вентилятора охлаждения. У старых автомобилей он работает постоянно, позже начали устанавливать вискомуфту, которая его отключает при необходимости. Применяется на крупных грузовиках и внедорожниках. Достоинства в том, что не боится попадания воды, в отличие от элекровентиляторов.

Вентиляторы с вискомуфтой

Система, в основе которой имеется вискомуфта, не распространена. Ею оборудуются машины с продольным расположением силового агрегата, а также она используется на крупногабаритных внедорожниках, применяемых для преодоления водных преград. Это обусловлено принципом работы подобного вентилятора охлаждения. Вискомуфта является полностью герметичной конструкцией, поэтому надежно защищена от проникновения воды. Под ее воздействием электрические системы моментально выйдут из строя. Вискомуфта наполняется специальным силиконовым маслом или гелем. Оно меняет свои свойства при воздействии температур. Скорость вращения устройства будет уменьшена или увеличена в зависимости от уровня нагрева. Данный вентилятор охлаждения состоит из герметичного корпуса, наполненного силиконовой жидкостью, а также пакетов дисков ведомого и ведущего валов. Принцип работы основан на передаче вращения от ведущего к ведомому валу за счет пакетов дисков.

Вентиляторы с электроприводом

Вентилятор охлаждения радиатора и двигателя с наличием электропривода имеет более сложную конструкцию, нежели предыдущая система. Кроме того, она более современна, поэтому встречается на многих новых автомобилях. Устройство включает в себя электродвигатель, датчик температуры, электронный блок управления, а также реле вентилятора охлаждения. В большинстве приборов устанавливается два датчика температуры. Одним оборудуется патрубок, выходящий из радиатора. Второй датчик встраивается непосредственно в корпус термостата, а также может находиться в выходящем из мотора патрубке. Разница показаний датчиков влияет на работу блока управления вентилятора охлаждения.

Настройка режима работы электродвигателя прибора требует наличия расходомера воздуха, а также датчика, отслеживающего частоту вращения коленчатого вала. Блок управления получит соответствующие сигналы со всех датчиков и обработает их. Затем активируется реле вентилятора охлаждения, которое будет отслеживать скорость вращение крыльчатки после включения системы. Такие устройства нередко устанавливаются производителями автомобилей в наше время.

Вентиляторы с термовыключателем

Подобные механизмы устанавливались на автомобили до изобретения электронного блока. Например, вентилятор охлаждения ВАЗ также снабжается термовыключателем. Это устройство отвечает за включение/отключение электродвигателя системы. Принцип действия вентиляторов охлаждения данного типа состоит в следующем: сигнал подается с температурного датчика, который установлен в корпусе блока цилиндров на специальную шкалу, размещенную в салоне автомобиля. Этот показатель и реагирование термовыключателя на изменения температуры жидкости в радиаторе влияют на процедуру включения и выключении движка. Если температура охладителя будет увеличена до максимума, внутри термовыключателя будут замкнуты контакты, подключенные к цепи питания системы. Затем будет подан ток на электродвигатель, который приведет крыльчатку вентилятора в режим вращения. Контакты будут размыкаться в случае понижения температуры до предельного минимума, что гарантирует выключение прибора.

Читайте также:  Держатель для вентилятора процессора

Куда дует вентилятор охлаждения?

В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.

Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

Источник

Вентилятор охлаждения радиатора: надежное охлаждение двигателя в любых ситуациях

Вентилятор охлаждения радиатора: надежное охлаждение двигателя в любых ситуациях

В жидкостной системе охлаждения двигателя тепло от теплоносителя отводится в атмосферу с помощью специального теплообменника — радиатора. Но очень часто возникают ситуации, когда радиатор не может эффективно отводить тепло, в этом случае на помощь приходит вентилятор охлаждения радиатора. Об этом важном компоненте системы охлаждения, его устройстве и работе читайте в этой статье.

Назначение вентилятора и его место в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания во время работы выделяет большое количества тепла, которое необходимо отводить, иначе силовой агрегат выйдет из строя. Эту задачу решает жидкостная система охлаждения двигателя — в ней в качестве рабочего тела используется вода или незамерзающая жидкость (антифриз), которая циркулирует в блоке цилиндров и в головке цилиндров. Жидкость отбирает тепло от двигателя, и, соответственно, сама нагревается, и теперь возникает необходимость забрать тепло от нее — эта задача решается с помощью радиатора.

Радиатор системы охлаждения двигателя располагается таким образом, чтобы во время движения автомобиля на него был направлен поток набегающего воздуха — это значительно ускоряет отдачу тепла от радиатора воздуху, а значит, быстрее охлаждает жидкость. Но автомобиль не всегда находится в движении, и в пробках или при длительной стоянке с заведенным двигателем тепло от радиатора отводится значительно хуже. Это чревато перегревом двигателя со всеми вытекающими последствиями. Такая же ситуация может возникнуть и при движении на малых скоростях, особенно знойным днем или в южных регионах.

Перегрев двигателя в подобных ситуациях предотвращает простое, но очень эффективное устройство — вентилятор, расположенный перед радиатором. Этот вентилятор, включаясь при достижении в системе охлаждения критической температуры во время стоянок, создает необходимый поток воздуха через радиатор, обеспечивает нормальный отвод тепла от него в атмосферу.

Вентилятор играет очень важную роль в автомобиле, но при этом имеет крайне простое устройство и принцип работы.

Устройство и виды вентилятора

1 — радиатор;
2 — пробка радиатора;
3 — вентилятор;
4 — электродвигатель вентилятора;
5 — кожух вентилятора;
6 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 — сливная пробка радиатора;
8 — нижняя опора радиатора.

Конструктивно вентилятор охлаждения радиатора имеет крайне простое устройство. Обычно это узел, объединяющий три элемента:

— Крыльчатка с четырьмя и более лопастями (собственно, вентилятор);
— Привод вентилятора;
— Кожух.

Вентилятор располагается в центре кожуха, и вся эта конструкция монтируется на радиатор. Кожух формирует поток воздуха от вентилятора, препятствуя его рассеиванию. Кожух в работе вентилятора играет большую роль. Дело в том, что радиатор оказывает заметное сопротивление потоку воздуха, и если просто направить на него вентилятор, то некоторая часть воздуха отразится и обойдет радиатор стороной, и необходимое охлаждение не будет достигнуто.

Вращение вентилятора обеспечивает его привод, который может быть одного из трех видов:

— Механический;
— Гидромеханический;
— Электрический.

Механический привод очень прост, вращение вентилятора передается с помощью ременной передачи от коленчатого вала. Однако вентилятор в этом случае вращается всегда, когда заведен двигатель, что в некоторых ситуациях (особенно при запуске и прогреве холодного мотора) оказывает негативное воздействие. Поэтому на современных автомобилях этот способ не применяется.

Несколько более совершенен гидромеханический привод, в котором используется гидравлическая или вязкостная муфта. Гидравлическая муфта передает или отключает крутящий момент от коленчатого вала на вентилятор за счет изменения количества масла. В вязкостной муфте используется силиконовая жидкость, вязкость которой зависит от температуры — благодаря этому изменению температуры муфта включает или отключает привод вентилятора. Оба этих привода сегодня находят малое применение.

Наиболее современным, но в то же время простым и надежным является электрический привод. Вентилятор приводится во вращение простым электрическим двигателем, подключенным к бортовой электросети автомобиля. Благодаря электромеханической (в старых автомобилях) или электронной (в новых авто) системе управления вентилятор с электрическим приводом может включаться и выключаться при изменении температуры охлаждающей жидкости, вращаться с различными скоростями на разных режимах работы двигателя, и т.д.

Сегодня вентиляторы с электрическим приводом получили наибольшее применение, и в будущем вряд ли будут вытеснены другими решениями.

Принцип работы вентилятора

Вентилятор, являясь частью системы охлаждения двигателя, работает совместно с другими компонентами этой системы. Однако вентилятор включен и в другую систему, которая, в простейшем случае, состоит из трех компонентов:

— Двигатель вентилятора охлаждения;
— Датчик температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор;
— Реле включения вентилятора.

Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.

Часто вместо одного используют два датчика температуры, установленных на входе и на выходе из радиатора, а момент включения и выключения вентилятора определяется по разности показаний обоих датчиков. А во многих современных автомобилях вентилятор управляется электронным блоком, который отслеживает не только температуру охлаждающей жидкости, но также и скорость вращения коленчатого вала, скорость воздушного потока, открытие дроссельной заслонки и т.д.

Интересно, что для повышения эффективности работы системы охлаждения в автомобиле предусмотрено сразу два вентилятора. Они могут работать как вместе, так и по отдельности, управление вентиляторами осуществляет электронный блок.

Также во многих автомобилях предусмотрена функция свободного выбега вентилятора: вентилятор по сигналу с блока управления включается после остановки двигателя, и работает некоторое время, обеспечивая лучшее охлаждение нагретого мотора при прекращении циркуляции охлаждающей жидкости.

Основные неисправности вентиляторов охлаждения радиатора

Вентилятор, несмотря на свою простоту и надежность, иногда может доставлять проблемы в результате тех или иных неисправностей. Наиболее часто приходится сталкиваться с тремя случаями некорректной работы вентилятора:

— Вентилятор не включается при прогреве двигателя;
— Вентилятор работает постоянно;
— Вентилятор включается слишком рано.

Наиболее опасна первая ситуация, так как это может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Обычно это происходит из-за повреждения цепей питания вентилятора и датчиков температуры, но нередко причиной становится и поломка электродвигателя. Чтобы выяснить причину, нужно провести несколько несложных действий:

— Тестером или простым пробником проверить цепь питания вентилятора, в этом случае будет легко выявить повреждение проводки или разъемов;
— Подключить вентилятор напрямую от аккумулятора — если он заработает, то причина в проводке или датчике температуры, если нет, то вышел из строя электродвигатель;
— Отключить и замкнуть провода, идущие на датчик температуры — если вентилятор начнет вращаться, то нужно заменить датчик.

В современных автомобилях с электронным управлением двигателя провести такую проверку не всегда возможно, но компьютер обязательно сообщит об ошибке, выдав ее код.

Постоянно работающий вентилятор может также говорить о выходе из строя датчика температуры, но нередко это случается из-за поломки реле (залипания контактов) или заклинивания термостата. В последнем случае термостат просто не будет пускать охлаждающую жидкость в радиатор (то есть, по большому кругу), поэтому выявить такую неисправность можно по холодному радиатору. Нередко термостат начинает работать при легком ударе по его корпусу, но чаще всего требуется его замена.

Если вентилятор включается слишком рано, то причиной тому опять же является датчик температуры. Хотя далеко не всегда рано включающийся вентилятор служит сигналом о поломке — обычно это не доставляет проблем и не мешает работе двигателя. Поэтому, если мотор нормально выходит на рабочий режим, то можно не беспокоиться.

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Иногда автовладельцы сталкиваются с выходом из строя вентилятора во время поездки, и не знают, что делать, ведь если продолжить движение, то можно просто-напросто вывести из строя весь двигатель. Но есть несколько простых приемов, которые помогут доехать до автосервиса с неработающим вентилятором.

Сначала нужно провести (по возможности) описанную выше проверку. Если это не помогло, то можно смело садиться в машину и продолжать движение, правда, со скоростью выше 60 км/ч — при такой скорости поток набегающего воздуха будет достаточен для охлаждения мотора. Для большей эффективности можно включить отопитель салона — так некоторая часть тепла будет принудительно отводиться от двигателя. Конечно, в этом случае можно забыть о комфорте в салоне, но целостность двигателя важнее.

Читайте также:  Бытовой вентилятор Electrolux ETF 107W

Если же во время движения мотор перегревается (стрелка температуры на приборной панели достигает красной отметки), то нужно остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и просто подождать. Такими короткими перебежками можно добраться до ближайшего автосервиса и решить проблему.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Источник

Для чего нужны мотор вентилятора

Вентилятор охлаждения радиатора: надежное охлаждение двигателя в любых ситуациях

В жидкостной системе охлаждения двигателя тепло от теплоносителя отводится в атмосферу с помощью специального теплообменника — радиатора. Но очень часто возникают ситуации, когда радиатор не может эффективно отводить тепло, в этом случае на помощь приходит вентилятор охлаждения радиатора. Об этом важном компоненте системы охлаждения, его устройстве и работе читайте в этой статье.

Назначение вентилятора и его место в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания во время работы выделяет большое количества тепла, которое необходимо отводить, иначе силовой агрегат выйдет из строя. Эту задачу решает жидкостная система охлаждения двигателя — в ней в качестве рабочего тела используется вода или незамерзающая жидкость (антифриз), которая циркулирует в блоке цилиндров и в головке цилиндров. Жидкость отбирает тепло от двигателя, и, соответственно, сама нагревается, и теперь возникает необходимость забрать тепло от нее — эта задача решается с помощью радиатора.

Радиатор системы охлаждения двигателя располагается таким образом, чтобы во время движения автомобиля на него был направлен поток набегающего воздуха — это значительно ускоряет отдачу тепла от радиатора воздуху, а значит, быстрее охлаждает жидкость. Но автомобиль не всегда находится в движении, и в пробках или при длительной стоянке с заведенным двигателем тепло от радиатора отводится значительно хуже. Это чревато перегревом двигателя со всеми вытекающими последствиями. Такая же ситуация может возникнуть и при движении на малых скоростях, особенно знойным днем или в южных регионах.

Перегрев двигателя в подобных ситуациях предотвращает простое, но очень эффективное устройство — вентилятор, расположенный перед радиатором. Этот вентилятор, включаясь при достижении в системе охлаждения критической температуры во время стоянок, создает необходимый поток воздуха через радиатор, обеспечивает нормальный отвод тепла от него в атмосферу.

Вентилятор играет очень важную роль в автомобиле, но при этом имеет крайне простое устройство и принцип работы.

Устройство и виды вентилятора

1 — радиатор;
2 — пробка радиатора;
3 — вентилятор;
4 — электродвигатель вентилятора;
5 — кожух вентилятора;
6 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 — сливная пробка радиатора;
8 — нижняя опора радиатора.

Конструктивно вентилятор охлаждения радиатора имеет крайне простое устройство. Обычно это узел, объединяющий три элемента:

— Крыльчатка с четырьмя и более лопастями (собственно, вентилятор);
— Привод вентилятора;
— Кожух.

Вентилятор располагается в центре кожуха, и вся эта конструкция монтируется на радиатор. Кожух формирует поток воздуха от вентилятора, препятствуя его рассеиванию. Кожух в работе вентилятора играет большую роль. Дело в том, что радиатор оказывает заметное сопротивление потоку воздуха, и если просто направить на него вентилятор, то некоторая часть воздуха отразится и обойдет радиатор стороной, и необходимое охлаждение не будет достигнуто.

Вращение вентилятора обеспечивает его привод, который может быть одного из трех видов:

— Механический;
— Гидромеханический;
— Электрический.

Механический привод очень прост, вращение вентилятора передается с помощью ременной передачи от коленчатого вала. Однако вентилятор в этом случае вращается всегда, когда заведен двигатель, что в некоторых ситуациях (особенно при запуске и прогреве холодного мотора) оказывает негативное воздействие. Поэтому на современных автомобилях этот способ не применяется.

Несколько более совершенен гидромеханический привод, в котором используется гидравлическая или вязкостная муфта. Гидравлическая муфта передает или отключает крутящий момент от коленчатого вала на вентилятор за счет изменения количества масла. В вязкостной муфте используется силиконовая жидкость, вязкость которой зависит от температуры — благодаря этому изменению температуры муфта включает или отключает привод вентилятора. Оба этих привода сегодня находят малое применение.

Наиболее современным, но в то же время простым и надежным является электрический привод. Вентилятор приводится во вращение простым электрическим двигателем, подключенным к бортовой электросети автомобиля. Благодаря электромеханической (в старых автомобилях) или электронной (в новых авто) системе управления вентилятор с электрическим приводом может включаться и выключаться при изменении температуры охлаждающей жидкости, вращаться с различными скоростями на разных режимах работы двигателя, и т.д.

Сегодня вентиляторы с электрическим приводом получили наибольшее применение, и в будущем вряд ли будут вытеснены другими решениями.

Принцип работы вентилятора

Вентилятор, являясь частью системы охлаждения двигателя, работает совместно с другими компонентами этой системы. Однако вентилятор включен и в другую систему, которая, в простейшем случае, состоит из трех компонентов:

— Двигатель вентилятора охлаждения;
— Датчик температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор;
— Реле включения вентилятора.

Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.

Часто вместо одного используют два датчика температуры, установленных на входе и на выходе из радиатора, а момент включения и выключения вентилятора определяется по разности показаний обоих датчиков. А во многих современных автомобилях вентилятор управляется электронным блоком, который отслеживает не только температуру охлаждающей жидкости, но также и скорость вращения коленчатого вала, скорость воздушного потока, открытие дроссельной заслонки и т.д.

Интересно, что для повышения эффективности работы системы охлаждения в автомобиле предусмотрено сразу два вентилятора. Они могут работать как вместе, так и по отдельности, управление вентиляторами осуществляет электронный блок.

Также во многих автомобилях предусмотрена функция свободного выбега вентилятора: вентилятор по сигналу с блока управления включается после остановки двигателя, и работает некоторое время, обеспечивая лучшее охлаждение нагретого мотора при прекращении циркуляции охлаждающей жидкости.

Основные неисправности вентиляторов охлаждения радиатора

Вентилятор, несмотря на свою простоту и надежность, иногда может доставлять проблемы в результате тех или иных неисправностей. Наиболее часто приходится сталкиваться с тремя случаями некорректной работы вентилятора:

— Вентилятор не включается при прогреве двигателя;
— Вентилятор работает постоянно;
— Вентилятор включается слишком рано.

Наиболее опасна первая ситуация, так как это может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Обычно это происходит из-за повреждения цепей питания вентилятора и датчиков температуры, но нередко причиной становится и поломка электродвигателя. Чтобы выяснить причину, нужно провести несколько несложных действий:

— Тестером или простым пробником проверить цепь питания вентилятора, в этом случае будет легко выявить повреждение проводки или разъемов;
— Подключить вентилятор напрямую от аккумулятора — если он заработает, то причина в проводке или датчике температуры, если нет, то вышел из строя электродвигатель;
— Отключить и замкнуть провода, идущие на датчик температуры — если вентилятор начнет вращаться, то нужно заменить датчик.

В современных автомобилях с электронным управлением двигателя провести такую проверку не всегда возможно, но компьютер обязательно сообщит об ошибке, выдав ее код.

Постоянно работающий вентилятор может также говорить о выходе из строя датчика температуры, но нередко это случается из-за поломки реле (залипания контактов) или заклинивания термостата. В последнем случае термостат просто не будет пускать охлаждающую жидкость в радиатор (то есть, по большому кругу), поэтому выявить такую неисправность можно по холодному радиатору. Нередко термостат начинает работать при легком ударе по его корпусу, но чаще всего требуется его замена.

Если вентилятор включается слишком рано, то причиной тому опять же является датчик температуры. Хотя далеко не всегда рано включающийся вентилятор служит сигналом о поломке — обычно это не доставляет проблем и не мешает работе двигателя. Поэтому, если мотор нормально выходит на рабочий режим, то можно не беспокоиться.

Читайте также:  Подбор умных вентиляторов для ванной комнаты особенности вытяжек

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Иногда автовладельцы сталкиваются с выходом из строя вентилятора во время поездки, и не знают, что делать, ведь если продолжить движение, то можно просто-напросто вывести из строя весь двигатель. Но есть несколько простых приемов, которые помогут доехать до автосервиса с неработающим вентилятором.

Сначала нужно провести (по возможности) описанную выше проверку. Если это не помогло, то можно смело садиться в машину и продолжать движение, правда, со скоростью выше 60 км/ч — при такой скорости поток набегающего воздуха будет достаточен для охлаждения мотора. Для большей эффективности можно включить отопитель салона — так некоторая часть тепла будет принудительно отводиться от двигателя. Конечно, в этом случае можно забыть о комфорте в салоне, но целостность двигателя важнее.

Если же во время движения мотор перегревается (стрелка температуры на приборной панели достигает красной отметки), то нужно остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и просто подождать. Такими короткими перебежками можно добраться до ближайшего автосервиса и решить проблему.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Источник

Принцип работы вентилятора радиатора и основные неисправности

Вентилятор системы охлаждения двигателя не срабатывает не включается причины

Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения

Вентилятор охлаждения двигателя

Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.

Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.

Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.

Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.

Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:

  • механический
  • гидромеханический;
  • электрический;

Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.

Проверка вентилятора системы охлаждения

Не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя причины диагностика

Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:

  1. Не включается.
  2. Не выключаются.
  3. Рано включается.
  4. Неправильно направляет потока воздуха.

Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится, лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:

  • Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
  • Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
  • Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.

При проверке температурного датчика, его провода отсоединяются и замыкаются между собой. Если проблема в нем, то вентилятор заработает. В таком состоянии можно доехать до ближайшей СТО для ремонта. А если вентилятор не работает, значит его, скорее всего, нужно менять.

Если же вентилятор радиатора, наоборот, работает не останавливаясь, значит проблемы в термодатчике, замыкании проводов или в «залипании» контактов реле, когда его контакты не могут разомкнуться и напряжение для работы вентилятора продолжает подаваться.

При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз нередко движется только по малому кругу (не попадая в радиатор для остывания). В результате вентилятор будет работать все время.

Двигатель греется радиатор холодный причиныРекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель греется, а радиатор холодный. Из этой статьи вы узнаете о причинах перегрева силового агрегата, при этом радиатор системы охлаждения не нагревается.

Определить эту проблему несложно. Если при ощупывании шлангов радиатора они будут холодными, а сам двигатель горячим, значит проблема в термостате . Добавим, что обычно заклинивание клапана термостата можно решить, постучав по его корпусу. Если это не помогает, значит устройство необходимо снимать и менять.

  • Еще вентилятор может включаться раньше необходимости. Скорее всего, это поломка термодатчика, который подлежит замене. Также надо учитывать типы датчиков. Они могут быть рассчитаны на разную температуру (так называемые «летние» и «зимние» термодатчики). Они работают с учетом заданной температуры. Если используется «зимний» датчик, необходимо знать, что он запаздывает и включается немного позже.

В таком случае вентилятор включится до появления сигнала о перегреве. Получается, создается эффект преждевременного включения. Данная ситуация нарушением не является. Если же вентилятор обдувает не двигатель, а радиатор, значит он неправильно установлен. Возможно, были спутаны клеммы при подключении или допущены ошибки. Так или иначе, необходимо произвести правильное переподключение вентилятора.

Что в итоге

Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя позволяют поддерживать необходимый температурный режим ДВС.

Вентилятор радиатора срабатывает на холодном двигателе причиныРекомендуем также прочитать статью о том, почему срабатывает вентилятор охлаждения на холодном двигателе. Из этой статьи вы узнаете о причинах включения вентилятора системы охлаждения двигателя на холодном моторе, а также о методах провдения самостоятельной проверки и устранения неисправностей.

Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.

Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

Прокачка развоздушивание системы охлаждения двигателя

В системе охлаждения мотора воздух: симптомы завоздушивания, причины образования воздушной пробки. Как развоздушить систему охлаждения двигателя.

Включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе зимой

Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.

Вентилятор радиатора

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

Устройство и неисправности системы охлаждения

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Двигатель кипит радиатор холодный причины

Почему двигатель перегревается или кипит, при этом радиатор охлаждения холодный. Признаки перегрева мотора, как не допустить серьезных последствий.

Радиатор автомобиля

Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

Источник