БТР-82А – своевременная модернизация или шаг назад
Бронетранспортёр БТР-80 служил в Советской Армии с середины 80-х годов. В последующие годы он стал основной бронемашиной мотострелковых войск России и бывших советских республик. Активно поставляли бронетранспортёр и на экспорт. Однако недостаточные огневая мощь и защищённость броневика вынудили конструкторов уже в 90-е годы заняться разработкой машины нового поколения.
В начале 2000-х годов испытания нового БТР-90 завершились и его официально приняли на вооружение. Бронемашина активно рекламировалась. Но вместо неё на вооружение начал поступать разработанный в Арзамасе вариант БТР-82А – сильно модернизированный БТР-80.
Конструкция
Броневой корпус БТР-82А достался ему от предшественника без изменений. Он сваривается из катаной стальной брони толщиной 7-10 мм. По современным меркам такой защиты может не хватать даже для защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Выживаемость экипажа и десанта, впрочем, повышена за счёт появления внутреннего противоосколочного подбоя из кевлара. Уязвим бронетранспортёр и для кумулятивных зарядов, вплоть до 40 мм гранат.
Конструкция башни изменилась – теперь это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Оптический прицел 1ПЗ-2 с четырёхкратным увеличением заменён на комбинированный прибор ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами.
На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным. Старую рацию Р-173 заменила Р-168, входящая в состав комплекса «Акведук» и способная принимать цифровую информацию.
На смену командирскому прибору наблюдения ТКН-3 пришёл ТКН-АИ с лазерной подсветкой. Оснащён БТР-82А и спутниковой навигацией.
Восьмицилиндровый дизель КАМАЗ-740 развивает 300 л.с. (двигатель БТР-80 выдавал 260 л.с.), за счёт чего подвижность бронетранспортёра не снизилась даже при возросшей массе. Ходовая часть изменилась незначительно – в конструкцию внедрили новые карданы, заменили устаревшие редукторы.
Коробка передач осталась механической, с пятью ступенями. А вот вспомогательная силовая установка на российские бронетранспортёры раньше не устанавливалась. Теперь электронное оборудование бронемашины может функционировать на стоянках, не нагружая двигатель и не разряжая аккумуляторы.
Размещение экипажа осталось прежним – механик-водитель и командир на передних сиденьях, за ними наводчик и мотострелки. Из-за того, что башня стала необитаемым модулем, оператор вооружения сидит не прямо в ней, а в боевом отделении.
Сохранились шесть бортовых амбразур для ведения огня из индивидуального оружия.
Не изменился у БТР-82А и способ высадки десанта — через бортовые двери либо люки в крыше. Уровень комфорта в бронетранспортёре повысился: во-первых, фильтровентиляционная установка может работать в качестве кондиционера, во-вторых, кевларовый подбой обеспечивает некоторую термо- и шумоизоляцию.
Живучесть бронетранспортёра при поражении обеспечивает и новая система пожаротушения. Но средства противоминной защиты остаются ограниченными. Старый корпус не обладает оптимальной для гашения ударной волны конфигурацией. А его малая высота не позволяет установить противокомпрессионные сиденья.
Вооружение
Базовый бронетранспортёр БТР-82 сохранял комплекс вооружения, впервые представленный ещё на БТР-60ПБ. Это крупнокалиберный (14.5 мм) пулемёт КПВТ и спаренный с ним ПКТ калибра 7.62 мм. Высокая бронепробиваемость КПВТ позволяет поражать лёгкую бронетехнику, но для борьбы с более защищёнными целями или для поражения пехоты в укрытиях его возможностей недостаточно.
Значительно мощнее вооружен БТР-82А. В его башенном модуле установлена 30 мм автоматическая пушка 2А72 конструкции Грязева и Шипунова. От пушки 2А42 (применённой, в частности, на бронетранспортёре БТР-90) данное орудие отличается принципом работы автоматики. Пушку, работающую за счёт длинного хода ствола. Стало возможным устанавливать даже на легкой технике – настолько снизилась отдача. С другой стороны – упал темп стрельбы.
Орудие может использовать все боеприпасы калибра 30х165 мм, разработанные для 2А42.
В их число входят и бронебойные подкалиберные снаряды, пробивающие 47 мм наклонную броню на дальностях до 1 км. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами превышает 3 км. Селективное питание позволяет мгновенно переключаться между двумя лентами, снаряжёнными разными типами боеприпасов.
Боекомплект пушки – около 300 выстрелов. Спаренный пулемёт питается единой лентой, содержащей 2000 патронов. Заметим, впрочем, что установка такого оружия на БТР производится не впервые. Точно так же был вооружён принятый на вооружение ещё в 1994 году БТР-80А.
Тактико-технические характеристики БТР-82А
Сравним БТР-82А с его непосредственным предшественником «восьмидесятой» серии и бронетранспортёром LAV-25, стоящим на вооружении американской морской пехоты.
БТР-80А | БТР-82А | LAV-25 | |
---|---|---|---|
Экипаж+десант | 3+7 чел. | 3+7 чел. | 3 + 6 чел. |
Масса | 14,5 т. | 16 т. | 12,8 т. |
Максимальная скорость | 80 км/ч | 80 км/ч | 100 км/ч |
Запас хода | 600 км | 700 км | 660 км |
Длина | 7,6 м | 7,6 м | 6,4 м |
Высота | 2,4 м | 2,7 м | 2, 7 м |
Вооружение | 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемёт | 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемёт | 25мм автоматическая пушка, 2 пулемёта калибра 7.62 мм |
Итак, БТР-82А «набрал веса» по сравнению с предком, но на его подвижности это не сказалось, а запас хода даже увеличился. Американский бронетранспортёр, вставший на вооружение ещё в 80-е годы, уже тогда был вооружён автоматической пушкой (хотя и меньшего калибра) в башне с гидравлическими приводами, а по мобильности даже превосходил БТР-80.
Впрочем, высокая подвижность LAV-25 достигалась во многом за счёт тонкой брони, рассчитанной на защиту от автоматных пуль. В ходе модернизаций и приведения бронетранспортёров к стандарту LAV-25A2 броне усиливалась и обеспечивала защиту от 30мм снарядов для лобовой брони и от 14.5 мм пуль – «по кругу». Насколько при этом увеличивался вес – не сообщается, но машины сохранили способность к авиадесантированию. В целом можно считать, что LAV-25A2 примерно соответствует по качествам БТР-82А.
Эксплуатация
Ещё до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооружённые силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортёры стали переходить и российские войска. В 2017 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведённые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортёры получают индекс БТР-82АМ.
Интересно, что хотя базовой версией считался «пулемётный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортёры куда-то поставлялись, нет.
Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать всё-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.
Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы переместили моторное отделение в нос корпуса. Машина, однако, до сих пор остаётся опытной. С 2015 года известно и о применении БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы армии Сирии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробно о результатах эксплуатации и боевой эффективности бронетранспортёров до сих пор не сообщалось.
После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).
И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортёры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» всё-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.
Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортёров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» ещё более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.
Источник
Более 100 новых БТР-82А с кондиционерами поступят в войска до конца года
Новые бронетранспортеры БТР-82А представляют собой боевые колесные плавающие машины. Они предназначены для транспортирования мотострелковых подразделений, подразделений морской пехоты и их огневой поддержки на поле боя, ведения боя из машины.
Особенности
Конструкция данных БТР — это существенная модернизация основного бронетранспортера БТР-80. В результате достигнуто комплексное повышение тактико-технических и эксплуатационных характеристик огневой мощи, подвижности, защищенности, командной управляемости, а также значительно возросла надежность и технологичность (производственная, эксплуатационная и ремонтная). Благодаря этому коэффициент боевой эффективности БТР-82А возрос в два раза по сравнению с БТР-80.
Огневая мощь повышена за счет установки унифицированного боевого модуля с электроприводами и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения. Конструкция. Одной из важнейших задач при создании новых БТР являлось повышение защищенности личного состава. Она была успешно решена.
Новые машины оснащены противоосколочной защитой, изготовленной из современных синтетических материалов. Она смонтирована на внутренних поверхностях корпуса, включая пол. Днище машины имеет энергопоглощающую конструкцию. Такая конструкция обеспечивает двухуровневую защиту экипажа.
Этому же служат специальные подвески сидений десанта и экипажа. Экипаж, системы и агрегаты машин полностью защищены от поражения бронебойными пулями основных средств поражения пехоты ближнего боя с дистанции 100 м, а также от вторичного поражения осколками в случае пробития основной брони БТР. Значительной переработке подверглась система пожаротушения, в результате чего резко повысилась пожаровзрывобезопасность БТР-82А. Комплекс данных мероприятий привел к повышению живучести новых БТР почти на 20%.
Помимо повышения защитных свойств, установка противоосколочной защиты улучшает термоизоляцию и шумоизоляцию обитаемого отсека БТР, а также их эргономику. В связи с проведенными доработками масса БТР-82А несколько возросла. Однако на подвижности и маневренности это не сказалось. Более того, за счет установки нового более мощного дизельного двигателя, новых элементов подвески и трансмиссии эти показатели возросли.
Конструкторам также удалось увеличить общий ресурс БТР-82А, среднюю скорость движения по пересеченной местности, повысить плавность хода и надежность нового шасси в целом. Новые БТР оснащены современными средствами связи, имеют систему ориентирования, которая используется автономно или совместно со спутниковыми каналами навигации. На машины установлен комбинированный прибор наблюдения командира (ТКН-АИ).
ТКН-АИ / Фото: Виталий Кузьмин
Благодаря такому оборудованию были улучшены устойчивость, скрытность и качество связи, расширены функциональные возможности управления и достигнута интеграция в единую систему управления тактического звена. Впервые на отечественных БТР произведена установка автономного энергоагрегата мощностью 5 кВт, что позволило добиться экономии ресурса основного двигателя. Она достигается за счет того, что двигатель не используется при действиях в обороне (на блокпостах и т. д.).
Увеличен ресурс аккумуляторных батарей и их заряд, а также снижена заметность машин в тепловом и акустическом диапазонах. В конструкции новых машин предусмотрены устройства, которые снижают утомляемость экипажа и повышают комфортность действий и при совершении марша, и в боевой обстановке. Особенно в условиях высоких температур.
Эти задачи, а также задачу создания оптимальных условий для работы приборов и электронных устройств решили, установив систему кондиционирования воздуха.
Радиостанция Р-168-25-У2 / Фото: army.lv
Установка кондиционера / Фото: army.lv
Вооружение
Повышению огневой мощи БТР-82А способствовала установка вместо башни унифицированного боевого модуля с электроприводами и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения в сочетании с новым всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА со стабилизацией поля зрения.
Этот прицел повышает разведывательные возможности машин и эффективность стрельбы в 2,5 раза, позволяет вести прицельный огонь с ходу и в ночных условиях. На различных модификациях БТР в качестве основного используется различное вооружение.
На БТР-82А установлена 30-мм автоматическая пушка, на БТР-82 — крупнокалиберный пулемет КПВТ калибра 14,7 мм, спаренный с 7,62-мм ПКТМ. Решена проблема с постоянными перезаряжаниями пулеметов. Раньше боекомплект подавался из коробки, рассчитанной на 50 патронов. На новой версии используется ленточная система питания на 500 (для КПВТ) и 2000 (для ПКТМ) патронов.
Модуль предусматривает возможность установки иных образцов вооружения, включая вооружения иностранного производства. Снабжение данными БТР мотострелковых частей и подразделений Российской армии, по мнению экспертов, позволит обеспечить паритет с однотипными формированиями НАТО. Машины рассматриваются как переходный вариант к БТР «Гильза».
Источник
Бронетранспортер БТР-82А
БТР-82 представляет собой глубокую модернизацию бронетранспортера БТР-80.
Защищенность машины повышена благодаря использованию в новом бронетранспортере противоосколочной защиты из многослойного синтетического материала типа кевлара на внутренних поверхностях корпуса. Для уменьшения негативных последствий от взрывов под колесами или корпусом полы застелены противоминными ковриками, представляющими собой многослойное резиновое покрытие, слои которого обладают разными свойствами. Такие коврики частично демпфируют воздействие взрывной волны. Кроме того, сиденья экипажа и десанта выполнены на специальной подвеске, которая снижает влияние энергии взрыва.
На машине применяется усовершенствованная система пожаротушения, что позволило заметно повысить пожаровзрывобезопасность.
В результате комплекса мероприятий по повышению защищенности, живучесть машин повышена на 20%, обеспечена защита экипажа, агрегатов и систем бронетранспортера от поражения бронебойными пулями основных средств поражения пехоты ближнего боя с дистанции 100 м, а также от вторичного поражения осколками при пробитии основной брони БТР. Установка противоосколочной защиты, кроме того, улучшила комфортность работы экипажа внутри машины за счет повышения термо- и шумоизоляции обитаемого отсека.
Огневая мощь повышена за счет установки унифицированного боевого модуля с электроприводами и двухплоскостным стабилизатором вооружения. В качестве основного оружия в боевом модуле использован 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ. Система питания: КПВТ — единая лента на 500 патронов, ПКТМ — единая лента на 2000 патронов. В унифицированном модуле возможна установка и других видов артиллерийского вооружения, в том числе зарубежного производства.
Для повышения разведывательных возможностей и эффективности стрельбы в новый БТР установлен комбинированный прицел круглосуточного действия наводчика ТКН-4ГА (в ближайшей перспективе ТКН-4ГА-02) со стабилизированным полем зрения. Это позволило повысить эффективность стрельбы БТР-82 в 2,5 раза по сравнению с БТР-80, вести прицельный огонь с ходу и в ночных условиях.
Несмотря на несколько возросшую массу бронетранспортера, показатели подвижности машины были повышены благодаря установке более мощного 300-сильного дизельного двигателя КамАЗ 740.14-300. Была произведена унификация колесных редукторов, установлены карданные валы с торцевыми шлицами, амортизаторы повышенной энергоемкости. Ведущие мосты с шестеренчатым блокируемым дифференциалом имеют 100%-ную принудительную блокировку, что существенно повышает проходимость машины в условиях бездорожья. Была доработана раздаточная коробка — установелна раздаточная коробка с постоянным зацеплением — чтобы избежать преждевременного выхода из строя шестерен и увеличить их ресурс.
Для обеспечения жизнедеятельности экипажа на стоянке, когда двигатель машины выключен и нет возможности длительного использования электроэнергии аккумуляторной батареи, предусмотрена вспомогательная силовая установка мощностью 5 кВт, обеспечивающая электропитанием все системы БТРа. При этом не расходуется моторесурс основного двигателя и существует возможность вывести электропитание за пределы борта БТРа.
В целях повышения комфортности нахождения экипажа в машине и снижения его утомляемости, на БТР-82 установлена система кондиционирования воздуха, которая также служит для оптимизации условий работы электронных устройств и приборов.
Машина оснащена новой радиостанцией Р-168-25-У2, системой топографического ориентирования «ТРОНА-1» с автономным и спутниковым каналами получения навигационной информации и комбинированным прибором наблюдения командира ТКН-АИ. ТКН-АИ снабжен лазерной активно-импульсной подсветкой и позволяет командиру обнаруживать противника на расстояниях до 3 км, дает повышенную точность измерения расстояний, исключает демаскирующие признаки инфракрасных прожекторов. Система топографического ориентирования “ТРОНА-1″ предназначена для определения текущих координат машины и отображения места ее расположения на электронной карте местности. Она имеет автономный и спутниковый каналы для получения навигационной информации. Система помогает в автоматическом режиме узнавать, как далеко находится пункт назначения, автоматически отображать пункты назначения, контрольные точки и цели на электронной карте, производить запись маршрута движения.
Источник
БТР-82АМ — достойная замена устаревшей модели бронетранспортера (11 фото)
Военные БТР-80 уже слегка устарели, поэтому его достойной заменой станет новейший бронетранспортер БТР-82АМ, первую партию которых уже доставили в самарскую общевойсковую армию. Пока с начала 2014 года было поставлено более 100 новейших бронетранспортеров, но в ближайшем будущем планируется модернизация военной техники во всех регионах России.
Огневая мощь БТР-82А более чем вдвое превышает возможности предшественников. Вместо пулеметной башни новая машина получила боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Вооружение оснащено электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения.
Бронетранспортер окрашен в цвет хаки, его масса составляет 16 т, он оснащен дизельным двигателем с турбонаддувом марки КАМАЗ мощностью 300 л.с. и имеет усиленную трансмиссию, а наличие автономной дизель-генераторной установки позволяет функционировать всем системам жизнеобеспечения и связи при неработающем основном двигателе. Значительно улучшена эргономичность места водителя и наводчика оператора. Для улучшения командной управляемости на бронированные машины устанавливаются цифровые радиостанции 5-го поколения Р-168, системы топографического ориентирования «Трона-1» и комбинированные приборы наблюдения командира ТКН-АИ. Для повышения защищенности личного состава на внутренних поверхностях корпуса имеется противоосколочная защита.
В этом году соединения самарского объединения ЦВО полностью перейдут на новый образец бронетранспортера. До конца года планируется поставка более 200 единиц БРТ-82АМ.
Одновременно с закупками новых БТР Минобороны в соответствии с гособоронзаказом ремонтирует и модернизирует находящиеся в войсках БТР-80. В частности, в прошлом году военное ведомство должно было отправить 134 единицы БТР-80 в капитальный ремонт с приведением его к виду БТР-82АМ. Ориентировочно стоимость ремонта и модернизации составляет менее 2,66 млрд. руб.
По сравнению с БТР-80А новая машина имеет ряд преимуществ: на нее установлен 300-сильный турбодизельный двигатель компании «Камаз», который позволяет развивать максимальную скорость до 100 км/ч, что на 10-20 км/ч больше, чем у предыдущей версии БТР-82. Улучшения получили трансмиссия и подвеска, в результате чего масса нового БТР выросла до 15,4 тонн.
Электроуправляемый боевой модуль содержит стабилизированную в двух плоскостях 30-мм автоматическую пушку 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТМ. Управление вооружением производится при помощи прицела ТКН-4ГА-02. По обе стороны башни размещены 2 блока дымовых гранатометов системы «Туча» по 3 гранатомета в каждом.
Строение модуля также является новшеством — благодаря специальной схеме размещения оружия пороховые газы не попадают в боевое отделение машины. Угол вертикальной наводки основного вооружения составляет от -7 до +70 градусов. Российская армия, вместе с тем, не отказалась от закупок предыдущей модификации БТР-82, вооружение которого состоит из пулемета КПВТ калибра 14,5-мм и пулемета ПКТМ калибра 7,62-мм.
Защищенность БТР-82А оценивается на уровне его предшественника БТР-80А, но в конструкцию системы защиты включен ряд улучшений: подбой брони, защищенные от ударной волны при подрыве сидения экипажа и улучшенная система пожаротушения. БТР оснащен системой защиты от ядерного, химического и биологического оружия массового поражения (ОМП), а также системой кондиционирования воздуха.
Источник